Худеть воспрещается!

ЭКСПОНАТЫ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ВО МНОГИХ ГОРОДАХ РОССИИ. НО ЛУЧШЕ ВСЕГО ОЗНАКОМИТЬСЯ С ИСТОРИЕЙ И СЕГОДНЯШНИМ ДНЕМ ДРЕВНЕГО ПРОМЫСЛА НА ЕГО РОДИНЕ – В ГОРОДЕ КИРОВЕ. НЕСКОЛЬКО ЛЕТ НАЗАД ЗДЕСЬ БЫЛ СОЗДАН МУЗЕЙ «ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА».

Процесс лепки игрушек за 500 лет почти не изменился.
Процесс лепки игрушек за 500 лет почти не изменился.

Нашим дамам худеть воспрещается! Дымковские барышни должны быть округлыми, дородными, румяными… Они олицетворяют традиционный русский крестьянский идеал красоты», – говорит директор музея «Дымковская игрушка», искусствовед Надежда Менчикова.

Слова Надежды Николаевны относятся, разумеется, не к внешнему виду мастериц дымковской игрушки, а к их творениям – женским фигуркам, созданным из глины. В пятиэтажном доме помимо музея находятся мастерские художниц и художественный салон-магазин.

Дымковская игрушка «Уточки». Кировское отделение Художественного фонда СССР.
Дымковская игрушка «Уточки». Кировское отделение Художественного фонда СССР.

Глиняные игрушки получили обозначение «дымковские» по названию слободы Дымково, где в XVI веке зародился этот промысел. Ныне Дымково является частью Кирова, а до середины прошлого столетия оно было деревенским предместьем города.

С давних времен изготовлением игрушек занимались исключительно женщины. Мужчины-гончары лепили посуду и горшки, а их жены и дочери из остатков глины стали делать игрушки. Позже игрушки перестали быть только детской забавой – их стали использовать для украшения крестьянских изб.

Дымковские мастерицы с удовольствием создают как доярок, так и барынь.
Дымковские мастерицы с удовольствием создают как доярок, так и барынь.

Фигурки, которые лепили местные искусницы, с успехом продавались на губернских ярмарках… Но в конце XIX века спрос на продукцию стал резко падать. Виной тому – промышленное производство игрушек и интерьера. В этой ситуации почти все мастерицы ушли из промысла, исключение составила только Анна Мерзина (1853–1938), которая не могла представить свою жизнь без создания глиняной миниатюры.

Возрождение дымковского промысла связано с именем вятского художника Алексея Деньшина (1893–1948). Он подружился с Мерзиной, записывал ее рассказы о традиционных приемах лепки и росписи. Деньшин подготовил несколько художественных альбомов, посвященных дымковской игрушке, благодаря чему древним вятским промыслом заинтересовались чиновники Министерства культуры и искусствоведы.

В залах музея находится около тысячи экспонатов.
В залах музея находится около тысячи экспонатов.

В 1934 году Анне Мерзиной была назначена персональная пенсия, ее работы стали принимать участие в художественных выставках в различных городах СССР. В промысел вернулись и другие мастерицы. А в Кирове началось обучение старому гончарному ремеслу.

…В двух залах музея находится около 1000 экспонатов. Сюжеты очень разнообразны. Из глины лепят курочек и индюков… Мастерицы с удовольствием создают женские крестьянские образы: доярок с коровами, свинарок, птичниц… Также представлены лихие наездницы на резвых конях. Одна из любимых композиций – «Свидание». Кавалеры приходят на него с гармошками и букетами цветов…

Дымковская игрушка «Тройка» работы художницы Косс-Деньшиной.
Дымковская игрушка «Тройка» работы художницы Косс-Деньшиной.

Жители и гости Кирова могут не только посетить музей, но и встретиться с мастерицами дымковского промысла и попытаться самим вылепить глиняные фигурки. Впрочем, для этого лучше сходить на несколько мастер-классов. Такую возможность музей также предоставляет.

Процесс производства дымковской игрушки практически не претерпел изменений на протяжении столетий. Правда, раньше гончары сами добывали себе глину, а теперь ее можно купить. Сначала глину необходимо подготовить к работе. Мастерицы месят ее, как тесто, добавляют воды. Когда глина готова, можно приступать к лепке. Все детали игрушки создают отдельно, а потом соединяют. Например, чтобы получилась птица, необходимо поочередно вылепить туловище, крылья, хвост, лапки.

У всех фигурок – открытые, добродушные, немного удивленные лица...
У всех фигурок – открытые, добродушные, немного удивленные лица…

Когда фигурка готова, она должна высохнуть. Небольшие фигурки высыхают за день-два, более крупным требуется больше недели. В процессе сушки могут перекоситься какие-то детали, и мастерицы следят за фигурками и вовремя устраняют проблемы. После сушки фигурки обжигают. В настоящее время используются современные электрические печи, в которых при температуре 850 градусов глиняное изделие «томится» в течение шести часов. А после обжига игрушку вручную белят меловым грунтом.

Готовые под роспись заготовки в мастерских народного художественного промысла «Дымковская игрушка».
Готовые под роспись заготовки в мастерских народного художественного промысла «Дымковская игрушка».

Только потом начинается роспись. Для произведений вятских мастериц характерно использование сравнительно простого, но выразительного орнамента. Основные цвета: синий, желтый, красный, зеленый, оранжевый. Черный цвет применяется только для обозначения деталей. Причем здесь нет никаких шаблонов: игрушки почти никогда не повторяются!

После обжига игрушку белят вручную.
После обжига игрушку белят вручную.

Нина Петровна Борнякова – одна из наиболее успешных мастериц. Регулярно проходят ее персональные выставки. Недавно художница завершила серию работ, посвященную популярной телевизионной передаче «Играй, гармонь!». Нина Петровна изобразила гармонистов всех возрастов: от маленьких детей до стариков. Герои ее работ играют на гармошке, сидя на завалинке, во время езды на санях и даже верхом на лошади.

Дымковская игрушка «Скоморох на свинье», изготовленная центром народных промыслов и ремесел «Вятка».
Дымковская игрушка «Скоморох на свинье», изготовленная центром народных промыслов и ремесел «Вятка».

Мастерица любит изображать своих героев за чаепитием, во время прогулок на лодке, за рукоделием… Она с удовольствием создает многофигурные композиции с внутренним интерьером крестьянской избы. Неоднократно изображала веселые карусели, стремительные русские тройки. «Мне хочется, чтобы в моих композициях ощущалась радость жизни!» – говорит Нина Петровна.

Мастерицы любят изображать своих героев за чаепитием.
Мастерицы любят изображать своих героев за чаепитием.

Когда мы прощались, директор музея Надежда Менчикова обратила внимание на еще одну характерную особенность дымковской игрушки: у всех фигурок людей – открытые, добродушные и немного удивленные лица. Этот эффект достигается благодаря дугообразным бровям, а также изображению рта в виде точки. Дымковская игрушка несет в наши квартиры доброту и гармонию. Она становится не только украшением, но и своеобразным «оберегом» дома.

Дымковская игрушка «Индюк». Кировское отделение Художественного фонда СССР.
Дымковская игрушка «Индюк». Кировское отделение Художественного фонда СССР.

Дорожная Карта

Как добраться

Музей «Дымковская игрушка» располагается по адресу: г. Киров, ул. Свободы, д. 67. Режим работы: с 10.00 до 18.00. Понедельник, вторник – выходные дни. Стоимость билетов – 50 рублей для взрослых, 30 – для пенсионеров и студентов, 20 – для школьников. Проведение мастер-классов оплачивается дополнительно.

Print Friendly

Читай журнал

Скачай №97 декабрь-февраль PDF

Заказать журнал онлайн

Внимание!
Теперь вы можете заказать журнал по почте!
X

Pin It on Pinterest

X