Ус за разум

В прокат выходит «Убийство в Восточном экспрессе»

В российский прокат выходит «Убийство в Восточном экспрессе» Кеннета Браны — занятное переосмысление классического романа Агаты Кристи, похоже на супергеройский стимпанк-блокбастер с шекспировскими мотивами и целой россыпью звезд первой величины.

Устроив комическое шоу с разоблачением преступника прямо у Стены Плача, бельгийский сыщик экстра-класса Эркюль Пуаро (Кеннет Брана) отправляется в Стамбул, чтобы сесть там в «Восточный экспресс», который отвезет его на заслуженный отдых. Серым клеточкам мозга нужен отдых, но покой великому перфекционисту только снится: у случайных попутчиков сбиты галстуки, а поезд переполнен. К счастью Пуаро знаком с директором железнодорожной компании, которой принадлежит экспресс, и все же попадает в свободное купе. Пассажиры внушают сыщику любопытство и тревогу. Все они здесь явно не просто так, а мистер Рэтчетт (Джонни Депп) еще и получает анонимные угрозы по пути следования, в связи с чем просит Пуаро стать его телохранителем за солидное вознаграждение. Бельгиец отказывается, а уже утром Рэтчетта находят бездыханным с дюжиной ножевых ранений в груди. Поезд тем временем остановлен сошедшей с гор лавиной, Пуаро не остается ничего, кроме как начать расследование.

В нынешнем сезоне экранизации Агаты Кристи вдруг без предупреждения снова вошли в моду.

Неделю назад на экраны вышел аккуратный «Скрюченный домишко» — академичная картина, примечательная достойными актерскими работами, но слишком строгая для привлечения серьезного внимания. У «Убийства в Восточном экспрессе», с какой стороны ни посмотри, шансов куда больше. Во-первых, это едва ли не самый известный роман среди многотомного наследия плодовитой писательницы. Во-вторых, очередное возвращение зловещего сюжета на экран осуществлено с внушительным размахом, а рекламная кампания подает фильм как что-то среднее между стимпанк-триллером и капустником с участием любимых артистов.

Другое дело, что зрителя тут весьма непросто заинтриговать, поскольку всякий, кто хотя бы по касательной интересуется детективным жанром, прекрасно знает, кто убил Рэтчетта.

Для разрешения этой загвоздки в режиссерское кресло был приглашен Кеннет Брана — чистосердечный фанат Уильяма Шекспира, мастер работы с классической драматургией, прошедший при этом школу постановщика блокбастеров на первом «Торе» и «Джеке Райане». Нет ничего удивительного и в том, что Брана отдал себе главную роль — такого Пуаро мы, пожалуй, еще действительно не видели, и вряд ли кто-то справился бы с поставленной задачей лучше.

Британец превратил бельгийского сыщика во кого-то вроде супергероя, роль костюма для которого выполняют знаменитые усы.

Собственно, причудливо завитые и каким-то образом закрывающие лицо чуть ли не до середины скулы усы выполняют роль супергеройского трико, свидетельствуют о том, что это как раз тот человек, который придет и все поправит. Впрочем, как и в случае с «Тором», Брана позволяет себе чуть больше иронии, чем принято в голливудском кино. В первой половине фильма Пуаро предстает фигурой исключительно комической — то яйца утром не одинакового размера, то Диккенс пишет слишком смешно, чтоб не разразиться визгливым хохотком. Это время отдано представлению прочих героев, среди исполнителей которых вернувшаяся на большой экран

Мишель Пфайфер, великая Джуди Денч, традиционно не портящий картину Уиллем Дефо, Джош Гадд, Пенелопа Круз и даже украинский танцовщик Сергей Полунин.

Здесь Брана-постановщик идет по пути своего предшественника Сидни Люмета, который сорок с лишним лет назад тоже наполнил свою версию «Убийства» россыпью известных артистов калибра Ингрид Бергман и Шона Коннери.

На этом, впрочем, сходства заканчиваются. Сценарист Майкл Грин («Логан», «Бегущий по лезвию 2049»), видимо, понимая, что застегнутая на все пуговицы экранизация романа мало кому нужна, придал происходящему на экране сильный авантюрный оттенок. Вместо работы серых клеточек и строгой атмосферы предвоенной Европы, здесь кипят нешуточные страсти, а главный герой мучается сомнениями и даже участвует в перестрелке. Собственно, в третьем акте становится окончательно ясно, что Брана, как умелец из анекдота, у которого из любых деталей получается автомат Калашникова.

Кадр из фильма «Убийство в Восточном экспрессе» (2017)

Режиссер всякий раз не в силах совладать с шекспировскими амбициями, и потому ближе к финалу Пуаро произносит длинный монолог, обращенный к фотографии возлюбленной, а кульминация и вовсе напоминает чуть ли не «Короля Лира». С другой стороны, такое прочтение знакомого образа выглядят не более странно, чем душевные метания Бэтмена и Супермена, а франшиза про усатого сыщика точно способна разбавить предсказуемый конвейер блокбастеров. Так что пожелаем Пуаро Браны удачной «Смерти на Ниле» — судя по финалу «Убийства», следующим его делом должна стать именно она.

gazeta.ru

Читай журнал

Скачай №92 сентябрь-ноябрь PDF

Заказать журнал онлайн

Внимание!
Теперь вы можете заказать журнал по почте!
X

Pin It on Pinterest

X