Турецкий берег нужнее?

Название Делового форума, организованного газетой «Ведомости», – «Российские курорты. Как стать конкурентоспособными на мировом рынке» – говорит само за себя. Надо отдать должное устроителям: они собрали на эту встречу действительно профессионалов – это владельцы отелей и санаториев, «генералы» турбизнеса, хозяева крупнейших туркомпаний, авторитетные специалисты в области туристического маркетинга и консалтинга, директора сопутствующих развитию туринфраструктуры компаний. Ну и, конечно, не обошлось без дежурного участия чиновников от туризма, чье присутствие осталось вроде как и незамеченным в этом деловом, конкретном разговоре.

Поначалу создалось грустное ощущение, что, к сожалению, я не туда попал. Представитель администрации Краснодарского края привычно принялся рапортовать – масса цифр, про- центы, заседания, комиссии, наполеоновские планы, новые дороги, миллиарды, 64 % среднегодовой загрузки отелей и санаториев…

 – Простите! – не удержался владелец одного из частных отелей в Туапсинском районе. – Мы уже шесть лет как открыли наш отель, – и из года в год я слышу от вас все эти прожекты, планы, перспективу. А где конкретика, где реальная работа, помощь? Как было все – дороги, коммуникации, налоги, добровольно-принудительное участие, – так все и осталось.

 – Да, статистика у нас всегда будет 64 % или около того… – под смех и аплодисменты в зале заметил основатель и владелец одной из крупнейших туркомпаний России «Роза ветров» Сергей Зенкин. – Но мы-то с вами – профессионалы, мы знаем реальную картину. А отчеты эти, скорее, для другого собрания.
В принципе, ничего нового сказано не было, все «болячки» нашей туриндустрии известны и озвучены не раз, но один из лейтмотивов – власть и бизнес до сих пор по разные стороны баррикад в строительстве отечественной туринфраструктуры – остался более чем очевиден. Уже просто откровенный смех вызывает вопрос: а почему же авиабилет в Сочи стоит в два раза больше, чем в Анталью? Хотя лететь намного ближе, аэропортовые сборы, горючее вроде как и не дороже! У нас так принято: чиновники и власти обсуждают, рассматривают, решают…

Но конкретных решений не принимают. Может, кому-то это невыгодно? Видимо, да. Иначе почему же из года в год переходящие проблемы остаются актуальными и поныне? И потому абсолютно голословны заве- рения с высоких трибун: развитие внутреннего туризма – задача приоритетная! Приоритетная для кого? Для тех, кто рапортует про освоенный бюджет и планы? В рабочем формате, что называется, на одном языке, говорили о том, чего же не хватает для того, чтобы наладить в наших отелях сервис, как и где готовить квалифицированный персонал для туринфраструктуры, как нужно себя продвигать на рынке, как найти компромисс с властью или хотя бы не страдать от взаимодействия с ней…

Одним словом, название форума как нельзя точно определило болевые точки нашей внутренней туриндустрии. Были и позитивные моменты. Руководитель департамента сети отелей «Азимут» Зинаида Стаина рассказала о тесном и взаимовыгодном сотрудничестве их костромского отеля с администрацией области – совместные программы, креативные проекты и предложения, новые тематические маршруты явно и ощутимо пошли на пользу обеим сторонам. И, кстати, поток туристов в Костромскую губернию с 500 тысяч в 2008 году сегодня увеличился втрое! Реальное и продуктивное сотрудничество местной власти с турбизнесом можно отметить также в Алтайском крае, Псковской области, на Смоленщине – год от года оно дает все более заметные результаты и реальный приток туристов.

Но не во всех регионах наблюдается столь радужная картина. Сергей Зенкин, со своей стороны, поведал такую историю. Не секрет, что в период межсезонья объекты размещения на Черноморском побережье, мягко говоря, пустуют. В то же время жители северных регионов с удовольствием подышали бы воздухом гор и моря – будь предложения более интересными и доступными. Что мешает сделать цену проживания в «мертвый сезон» – это октябрь, ноябрь, март, апрель – немногим больше себестоимости? Вроде все согласны – и в администрации края, и сами отели. Но как только доходит до конкретного решения – все предложения остаются без ответа…

И эта грустная озабоченность, чередовавшаяся с живым и порой азартным обсуждением насущных задач развития нашей туринфраструктуры, сменилась в итоге наплывом добрых и ярких эмоций. Один из партнеров Делового форума в Геленджике, глава Шампанского дома «Абрау-Дюрсо» Борис Титов, пригласил всех участников в свое хозяйство – столетние глубинные подвалы-лабиринты, где бродит, набирает свой утонченный вкус с десяток миллионов бутылок шампанского. И это не просто завод-изготовитель. Это современное производство с высочайшими технологиями, старинной культурой и традициями производства игристых вин, это интереснейший музей, экскурсии, дегустационные, рестораны и бары с потрясаю- щей эксклюзивной кухней, красивейший отель «Империал» на берегу озера Абрау… Сегодня он славится как свадебный отель – до конца года все уикенды уже расписаны для брачных торжеств. Вот так частный бизнес в лице Бориса Титова строит туринфраструктуру, которая будет конкурентоспособна на мировом рынке! Чем не пример? Но об этом уже в следующий раз.

Покидая Геленджик, вновь поймал себя на мысли – два дня в гуще событий, обсуждений, споров, диалогов, молодые энергичные люди, профессионалы каждый в своем бизнесе, зараженные и искренне болеющие за своe дело. Конечно, у них должно все получиться. Но для этого им нужна реальная государственная поддержка. Иначе наши туристы по-прежнему будут оставлять деньги не на русском берегу, а на турецком.

Print Friendly

Читай журнал

Скачай №97 декабрь-февраль PDF

Заказать журнал онлайн

Внимание!
Теперь вы можете заказать журнал по почте!
X

Pin It on Pinterest

X