Трасса от Москвы до сеновала

400 км до озера Селигер давно перестали быть препятствием для тех, кто по выходным предпочитает большую воду. Потоки машин движутся из Москвы. с каждым летом все дальше и дальше от тех мест, где водоемы не выходят из берегов от несметного числа яхт, серфов и просто купающихся.

Модель спортивная, подвеска может показаться жестковатой», – предупредили меня в салоне, вручая ключи от трехдверного купе Citroёn С4 с двухлитровым двигателем мощностью 180 л.с. Зря волновались. Для быстрого прохождения участка Зеленоград–Осташков оказалось в самый раз. После Торжка населенных пунктов мало, машин тоже. Покрытие приличное, позволяет ехать и 200 км/ч. Дорога извилистая, на большой скорости машину с мягкой подвеской раскачивало бы в поворотах.

По расстоянию Торжок – середина пути, а по времени… Из четырех часов один теряем на выезде из Москвы, первые 40–60 км ползем на первой передаче. Перед Шереметьево-1 образовалась штатная пробка и рассосалась только после Черной Грязи. Метров на 500 машины выстраиваются обычно у светофоров перед Зеленоградом и Солнечногорском. Все это происходит в субботу утром, и я еще раз корю себя за то, что не выехала в самое удачное время – в пятницу поздно вечером, когда солнце уже не слепит и трасса пустеет.

Любителям быстрой езды поубавить спеси помогут гаишники, коими питерская трасса кишит, особенно в Завидово. Многие шутят, что ездить по М10 слишком дорого, поэтому предпочитают Москву-Ригу. Расстояние практически то же, а пикетов меньше. Я же упрямо еду по дороге, которую люблю с детства, места «засад» давно известны. А рижская трасса хороша только первые 100 км, до Волоколамска. Дальше – по одному ряду в каждую сторону.
Придорожная торговля не привлекает. Цены давно сравнялись с московскими, а самобытных вещей не найти – все давно унифицировано. Ягоды с придорожных огородов, сами понимаете, при такой загрузке трассы просто ядовиты. Отдельно стоящие кафе оккупированы дальнобойщиками. Единственное место, где они растворяются среди многочисленных автотуристов и одетого в униформу персонала, – большой зал кафе «Пит-стоп» между Тверью и Торжком.
Подкрепившись, едем дальше. На 213-м километре (спидометр обнулен на выезде из Москвы) с М10 берем левее – на А111 на Торжок и дальше по указателю на Осташков. Бензоколонки становятся редкостью – через 60 км в Кувшиново, следующая – еще через 60. Рекомендую следующие действия – выехав из Осташкова, миновать старую колонку, потому что через 3 км будет новая. Здесь надо заправиться при любых раскладах, потому что начинаются леса, поля, дебри. Даже если попадется АЗС, 95-го там не окажется – не пользуется спросом среди местного населения.

На 354-м км портит пейзаж пирамида Голода, однако она указывает, что вы правильно выехали на Свапуще. Это – на 390-м км. Через два километра – указатель на базу «Вершина Селигера», до нее еще 3. На Селигере много шикарных частных баз, но эта заманила нас возможностью переночевать на сеновале. Он подготовлен к приему гостей в качестве сельского аттракциона, но никто пока так и не решился его испытать. Мы стали первыми. Боялась, что закусают комары, но на удивление, не оказалось ни одного. Я наконец-то выспалась.
Хозяйка базы Ирина сказала, что к следующему приезду подготовит новый сюрприз – «русское SPA»: укладывание на берегу, обертывание льном в козьем молоке, травой… Обещала второе рождение.

Из интересных мест в округе – Волговерховье и Нилова пустынь. Волговерховье – это деревня в несколько домов. Исток Волги оформлен маленькой деревянной часовней. В XVII веке на этом месте стоял Спасо-Преображенский мужской монастырь, а в XVIII веке сгорел, и монахи были приписаны к Ниловой пустыни. Но паломничество к истоку не прекращалось. Тогда возвели Ольгин монастырь – от него остались деревянная Никольская церковь и памятник Николаю Чудотворцу. В начале прошлого века из красного кирпича построили Спасо-Преображенский собор. Во время войны немцы устроили в нем конюшню, потому и не взорвали. От Свапуще до Волговерховья 20 км по хорошей грунтовке. Она извилистая и покатая, так что гнать не стоит.
Поворот на Нилову пустынь – на въезде в Осташков со стороны Москвы. До монастыря 18 км шикарного асфальта. У ворот предстоит выдержать атаку угрожающего вида торговцев, с вызовом оглашающих безумную цену на рыбу и сувениры.

В XVI веке на маленьком острове появились первые монастырские деревянные постройки. 28 лет там в отшельничестве жил Нил Столобенский. Говорят, почти совсем не спал, только молился. Его именем и назвали мужской монастырь, который стал вторым по величине после Лавры. В XIX веке паломников в Нилову пустынь было едва ли не столько же, сколько к Гробу Господню.
Из Ниловой пустыни – в серф-лагерь на озеро Волго – ведь большинство людей едут за 400 км от Москвы именно для того, чтобы заняться серфингом. Для этого надо выехать обратно на дорогу А111 в сторону Торжка, через 15 км свернуть по указателю на Селижарово, через 10 км – направо на Селище, дальше 6 км убитой дороги до магазина «Ветерок», еще пару километров левее по отвратительной грунтовке – и мы в палаточном городке на берегу Волго.
Обычных атрибутов скопления нашего народа на пленэре – радио «Шансон», плевков под себя, мата, детского рева – здесь нет. Дети есть, но они как иностранцы – спокойные и веселые. За 420 рублей вы можете получить в серф-лагере постой с ночлегом, едой и стоянкой для машины. Не хотите платить – разбивайте свою палатку поблизости. В выходные прокат доски с парусом стоит 300 рублей в час, «чайникам» полагается бесплатный урок. Мы приехали в воскресенье вечером, народу в лагере оставалось всего-то человек сто – пустыня по сравнению с субботой. Не успели спуститься на берег, как налетел шквальный ветер, резко стемнело, ливанул дождь. То есть наступил праздник. Народ кинулся к своим парусам – и на воду. Мы в стороне не остались…
Обратно выезжаем в понедельник утром. На центральной площади Селижарова статуя Ильича вскинутой рукой указывает на мост, съехав с которого налево и проехав 23 км попадаем к Оковецкому святому источнику. Круглый год температура в нем 4–7 градусов. Чтобы все было хорошо, надо окунуться три раза с головой. Можно попить и взять с собой. До Москвы домчитесь так, что и дороги не заметите – машин-то в понедельник почти нет.

Елена Новикова

Машину предоставил автосалон официального импортера Citroen «Атлант-М Вуатюр»,
тел. 909-00-00, 626-87-65, www.citroen.ru
Путешествие организовано российским отделом компании «Ванд Интернешнл тур», тел. 780-36-63, www.vand.ru

Бюджет>

Бензин – 1610 руб.
Две ночи в серф-лагере с питанием и стоянкой для машины – 840 руб.
Прокат снаряжения для виндсерфинга – 1200 руб. за 4 часа
Питание в дороге – 500 руб.
Итого: 4150 рублей за 3 дня

Как добраться

До «столицы» Селигера – г. Осташкова – 340 км от МКАД по Ленинградке или 350 – по шоссе Москва–Рига.

Где остановиться

• Койка в приличном доме деревни Залучье – 300 руб.
• Двухкомнатный люкс на базе «Вершина Селигера» – 3900 р. с 3-разовым питанием.
• Палатка в серфлагере на озере Волго – 70 р (без питания). Стоянка – 60 р.

Где заправиться

На выезде из Москвы достаточно заправок ТНК, ВР, Лукойла с полным набором услуг. Литр А-95 – от 18.90 до 19.20. Чуть дешевле – 18.40 – бензин стоит на заправках ЕР, но встречаются они редко и только на питерской трассе.

Где поесть

В десяти километрах после Твери в сторону Питера у левой обочины кафе «Пит-стоп» с яркой вывеской. Борщ – 35 руб., мясо «пит-стоп» – 85 руб., пирог с повидлом – 10 руб. Для любителей фаст-фуда: последний после Москвы «Макдоналдс» – в Клину.

Придорожная торговля

• 68-й км – магазин «Горячий хлеб» в Клину. Обыкновенные батоны удивительно вкусны.
• через семьдесят километров после Торжка начинается торговля червями. 50 руб. стакан.
• копченый угорь – 300 руб.
• мясо для шашлыков везите с собой из Москвы. В окрестностях Осташкова если и найдете, то плохое и дорогое.

Читай журнал

Скачай №92 сентябрь-ноябрь PDF

Заказать журнал онлайн

Внимание!
Теперь вы можете заказать журнал по почте!
X

Pin It on Pinterest

X