Скала «Три вождя»: коммунистический ответ американскому Рашмору

Маркс, Энгельс и Ленин вот уже без малого сорок лет возвышаются над просторами водной глади реки Белой, в удаленном районе Республики Башкортостан.

Высеченный в скале рисунок мог бы стать известной достопримечательностью, как, например, американская гора Рашмор, если бы не располагался в столь удаленном районе, добраться до которого крайне сложно.

Изображения классиков коммунистической идеологии: Карла Маркса, Фридриха Энгельса и, в особенности, Владимира Ленина, довольно часто можно увидеть высеченными в виде барельефов или нарисованными на скалах посреди уральской тайги. Определенная «мода» на подобное творчество началась с конца 60-ых годов. Видимо, нехватка памятников Ленину, остро сказалась на желании некоторых жителей из небольших населенных пунктов, именно таким образом увековечить в веках свою приверженность к идеалам партии и личному уважению к марксистско-ленинской идеологии. Как правило, подобные изображения-барельефы были довольно небольшими и являлись, если и достопримечательностью, то местечковой. Другое дело — изображение на скале Кызылташ (в переводе с башкирского — Красный камень), размер полотна которого составляет 50х70 метров! Только вдумайтесь: каждый из портретов можно соотнести с высотой восемнадцатиэтажного дома! Именно из-за монументального масштаба Кызылташ в народе стали называть – скала «Трех вождей».

Рашмор — гора в горном массиве Блэк-Хилс, в Южной Дакоте, США. Гора известна тем, что в её гранитной горной породе высечен барельеф высотой 18,6 метра, содержащий скульптурные портреты четырёх президентов США: Джорджа Вашингтона, Томаса Джефферсона, Теодора Рузвельта и Авраама Линкольна.

Долгое время художественная композиция была окружена ореолом загадочности. Не было никакой информации ни об авторе этой работы, ни о целях ее создания, что стало причиной происхождения самых разнообразных слухов, связанные с историей создания этой картины.

Кто-то утверждал, что столь дикое и удаленное от цивилизации место было выбрано не случайно, так как рисунок на скале был пробой пера перед неким масштабным проектом. Другие утверждали, что изображение было создано с помощью экспериментальной краски, которую таким образом испытывали. Распространенными были слухи о том, что в процессе создания изображения, по инициативе партии, с отвесной скалы сорвалось несколько художников, потому как работали они без страховки и не имели навыков альпинизма. Согласно еще одной версии, данные изображения создавались студентами уфимской «художки», которые решили выбрать в качестве дипломной работы столь необычный проект.

На самом деле, история создания художественной композиции «Три вождя» не имеет под собой никаких загадок и тайн. Авторский коллектив художников состоял из супружеской пары художников-альпинистов Татьяны и Булата Каримовых, и брата Татьяны Каримовой. Все жители небольшого городка Мелеуз (Республика Башкортостан). Работа по созданию наскального полотна заняла два года, с 1975 по 1976 гг. В качестве краски была использована красная охра. Материал достаточно дешевый, но, что более важно, охра позволяет работать по каменной поверхности без дополнительных подготовительных работ. Конечно же, цвет менее насыщенный, нежели при использовании других видов лакокрасочных покрытий, но, как я предполагаю, авторский коллектив попросту не располагал возможностями закупиться дорогостоящими материалами. Стоит учесть, что на весь объем работ было потрачено около шести тонн краски.

Разумеется, что сейчас данную работу не стоит рассматривать в исключительно политическом контексте. В первую очередь – это произведение искусства, причем, довольно необычное.

Находится уникальный «арт-объект» в верховьях реки Белой, в границах НП «Башкирия», так что добраться до места можно исключительно по воде. Скала «Три вождя», на мой взгляд, могла бы стать одной из любопытнейших достопримечательностей Республики Башкортостан, будь она расположена в более доступном месте.

 

Источник 

Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest