Россия, ты не сБРЕНДила?

В преддверии национального конкурса туристских брендов России «GOLD BRAND», который пройдет 18 мая на Московской международной ярмарке путешествий MITF-2013 в Гостином Дворе, мы решили поглубже изучить актуальную сегодня тему – туристские бренды. Как российские регионы борются за свою узнаваемость? Правильно, ищут и находят бренды – своих центров и малых городов, региона в целом. А многие объединяются для совместного продвижения – так создаются межрегиональные проекты.

Первые из объединительных тур-проектов нескольких территорий появились давным-давно, еще при советской власти. Это излюбленные туристами «Золотое кольцо» и «Серебряное кольцо». Тема русской старины, памятники истории, зодчества и иконописи Владимиро-Суздальской и Псково-Новгородской Руси – «изюминки» на все времена. И, что важно, эти проекты развиваются: Владимирская, Костромская и Ярославская области в лидерах по событийному туризму, а палитру «Серебряного кольца» вскоре пополнят 33 архитектурно-ландшафтные зоны (национальные парки, исторические поселения, памятники археологии).

Калининград. Вид на квартал «Рыбная деревня»

А сегодня прямо на наших глазах рождается еще одно кольцо – пока лишь в задумке, но размах уже впечатляет. «Зеленое кольцо России» объединит Камчатку, Сахалин, Байкал, Алтай, Карелию, Плато Путорана – и это только на первом этапе проекта. Востребованность такого маршрута очевидна – эко-тематика сейчас на пике интереса во всем мире.

Урал начали «брендировать» Бажов с Твардовским

Многие территории заявляют себя как мультибрендовые. К примеру, Урал. Конкретно – Тюменская область. Как рассказала начальник отдела развития туризма областного департамента инвестиционной политики и господдержки предпринимательства Галина Сторожко, за Тюменью закрепился бренд «столица нефтяного края», и город привлекателен для делового туризма. При этом область позиционирует себя как край горячих минеральных источников, а значит – рекреационного туризма. Урал известен как родина Менделеева, Ершова и Распутина. Есть в регионе и свой духовно-культурный центр – Тобольск, со знаменитым кремлем и храмовыми постройками. Главный специалист отдела развития туризма, музейного дела и традиционной народной культуры министерства культуры и туризма Свердловской области Ирина Владыкина назвала несколько межрегиональных тематических проектов. В их числе – «Горнозаводская цивилизация» (Свердловская и Челябинская области и два представителя Приволжского ФО: Пермский край и Башкортостан), «По следам Ермака» и «История Романовых на Урале» (Свердловская и Тюменская области, Пермский край). Грандиозный размах приобрел проект «Великий чайный путь». В него включились соседи и из ПФО, и из Сибири. Центр этого пути – Ирбит, место знаменитой Ирбитской ярмарки.

Популярность набирают маршруты «Серебряное кольцо Урала», «Уральский меридиан» – обыгрывание темы местоположения Урала на границе Европы и Азии. Патриарх Кирилл, посетивший регион в 2010 г., инициировал проект «Верхотурье – духовный центр Урала». Верхотурье стало паломническим центром. И все-таки, по словам Ирины Владыкиной, Урал «специализируется» в первую очередь на активно-приключенческом, спортивном, экскурсионном, а также минералогическом и индустриальном туризме. Над брендом «Сокровища Уральских гор» потрудился в свое время еще писатель Павел Бажов. Меткий слоган в «брендовую копилку» добавил Александр Твардовский: «Урал – опорный край державы». Сегодня, как пояснила Ирина Владыкина, именно идея прочности, силы, надежности легла в основу продвижения Урала.

Волга – как стержень мультибренда

Презентация туристического бренда «Великая Волга» состоялась совсем недавно – на прошлогодней международной выставке «Интурмаркет», когда приволжские регионы впервые выступили единым стендом. А еще раньше в столице ПФО, Нижнем Новгороде, прошел Первый фестиваль-презентация туристских ресурсов ПФО «Открой Приволжье».

По словам председателя совета Межрегиональной туристской ассоциации «ПРИВОЛЖЬЕ» Сергея Кривцова, совместное продвижение менее затратное и на порядок более эффективное, чем попытки заявлять о себе в одиночку. Не каждый регион наберет «горсть изюминок», чтобы привлечь туристов. Объединив ресурсы, можно заявлять разноплановые маршруты, проводить масштабные мероприятия. Продвижение «в связке» развитию собственных брендов не помеха. Так, Ульяновск успешно развивает тему «Музей социалистической эпохи». Кировская область стала центром «Всемирных сказочных игр» и создала свой «Заповедник сказок». Казань известна под брендом «Третья столица России», активно заявляет себя как «Спортивная столица России» и как место, где встречаются Запад и Восток. Замминистра по делам молодежи, спорту и туризму Татарстана Сергей Иванов отметил, что отдельно взятым регионам ПФО сложно конкурировать с двумя российскими столицами и городами «Золотого кольца», а вот их совместный турпродукт вполне конкурентоспособен.

Йети позвал туристов в Сибирь

Сибирь всегда воспринималась как нечто целостное. Темы природного богатства, древней культуры и экзотики близки каждой из территорий Сибирского ФО. Как отметила начальник отдела развития туризма департамента по туризму министерства экономики Республики Тыва Чечена Ондар, один из перспективнейших межрегиональных проектов Сибири – «Саянское кольцо». Сегодня в нем участвуют 5 субъектов: Красноярский край, Тыва, Хакасия, Республика Алтай и Алтайский край. Это знакомство с многоликой Сибирью: русскими традициями и шаманизмом, древними изваяниями и курганами, несколькими географическими поясами. В перспективе маршрут станет международным (в проект войдет Монголия) и называться он будет «Большое Саянское кольцо». В отделе туризма департамента молодежной политики и спорта Кемеровской области рассказали, что регионы Сибири успешно сотрудничают в развитии горнолыжного спорта и активного отдыха. Брендами становятся сами территории, популярные среди спортсменов и туристов: Шерегеш, Горная Шория, Таштагол и др. Кемеровской области достался еще один, особенный бренд – cнежный человек (йети). Легенда об обитании йети в лесах Горной Шории в разы увеличила турпоток. Маршруты, связанные с поиском снежного человека, привлекают ученых, журналистов и просто любителей тайн и приключений со всего мира.

Курские соловьи над воронежским черноземом

Центрально-Черноземный район в туристском продвижении новичок. Курская дуга и курский соловей, Прохоровское поле Белгородчины, заповедное Дивногорье на Воронежской земле… В этих регионах немало интересного. Но, как заметил начальник отдела развития туризма департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области Александр Зяблов, по отдельности каждый из этих городов не воспринимается как объект туризма. Поэтому 5 областей – Воронежская, Курская, Липецкая, Белгородская и Тамбовская – объединились в один кластер. Общего бренда этот союз пока не обрел – кроме чернозема (который, как здесь с гордостью напоминают, хранится в качестве эталона в Парижской палате мер и весов). Но намечены совместные проекты: культурные фестивали, при поддержке РЖД – «Поезд памяти» в рамках Года российской истории. Есть идеи расширять границы проектов, привлекая соседей: Курск – Украину, Воронеж – Ростовскую область. Ростовчане, впрочем, предпочитают продвижение собственными силами. По словам главного специалиста отдела координации туристской деятельности областного департамента инвестиций и предпринимательства Ирины Зайченко, в регионе представлены практически все виды туризма: познавательный, экологический, водный, сельский, этнографический, пляжный, событийный… Местный брендовый маршрут – «Серебряная подкова Дона», состоящий из трех «подков»: большой, средней и малой. На продвижение территории работает бренд, подсказанный географическим положением: «Юг начинается здесь».

Калининград – с Польшей, Астрахань – с Казахстаном

Отрезанному от основной территории РФ региону – Калининградской области – в своем продвижении удобнее объединяться с европейскими соседями: Литвой и Польшей. Совместно с Литвой создан турмаршрут «Великий янтарный путь». Янтарная тематика, экотуризм, возможности отдыха на Балтике – на этой основе каждой из территорий уже удалось увеличить турпоток. Астраханская область использует близость к другому морю – Каспийскому, а потому охотно участвует в совместных проектах с прикаспийскими странами, например, с Казахстаном. При этом у региона есть собственные узнаваемые бренды: знаменитая астраханская рыбалка, исторические памятники времен ханства и походов Ивана Грозного, местные арбузы и цветущие лотосы.

Print Friendly

Читай журнал

Скачай №98 март-апрель PDF

Заказать журнал онлайн

Внимание!
Теперь вы можете заказать журнал по почте!
X

Pin It on Pinterest

X