Развитию сельского туризма в России мешает отсутствие законодательной базы

20.03.2019 | Статьи

По данным Агентства развития сельских инициатив (АРСИ), в России пока всего шесть субъектов, в региональном законодательстве которых прописан термин «сельский туризм». Остальные пытаются привести к единому знаменателю накопленный опыт, но им мешает отсутствие нормативно-правовой базы. При этом сельский туризм – это комплексная сфера, включающая не только собственно туризм, но сохранение сельских территорий. Свою цель АРСИ видит в том, чтобы сформировать единую программу становления сельского туризма в России и выйти с ней на федеральный уровень. Актуальные вопросы направления обсудили эксперты на всероссийской конференции «Региональные аспекты развития сельского туризма в России» в рамках выставки «Интурмаркет».

АРСИ объединяет около двадцати российских регионов. Где-то партнерами агентства выступают региональные и районные администрации, где-то – местные ассоциации развития сельского туризма, вузы и некоммерческие объединения. Республика Бурятия – один из шести субъектов, в законодательствах которых есть такое понятие как «сельский туризм».

По словам министра туризма Бурятии Марии Бадмацыреновой, направление в республике поступательно движется вперед уже более двадцати лет, во многом благодаря старообрядцам Забайкалья, культура которых включена в список нематериального наследия ЮНЕСКО. «Эти удивительные люди открыты миру, и любой желающий может познакомиться с их творчеством, национальной кухней, обрядами и играми», – рассказала министр. Так, по словам г-жи Бадмацыреновой, комплексы «В гостях у Семейских» и «Степной кочевник» смогли не только привлечь туристов, но и вовлечь в процесс все местное население.

В 2016 году в регионе стартовал проект «Сто уникальных сел Бурятии», среди задач которого – выявление новых точек роста и новых сел, способных повлиять на распределение турпотока. В прошлом году на благоустройство мест туристического показа из регионального бюджета выделили 10,5 млн рублей. У проекта есть поддержка Фонда президентских грантов.

О сибирском туристическом опыте рассказала председатель Комитета развития внутреннего и въездного туризма Департамента по культуре и туризму Томской области Ирина Лахтионова. Сельское население составляет меньше 28% всего населения области, а для сельского туризма пригодна небольшая часть территории в радиусе 250-300 км от Томска, тем не менее власти региона собираются акцентировать внимание на этой сфере. Такие фестивали как «Праздник топора», который ежегодно проходит в этнопарке «Околица», давно стали брендом, известным далеко за пределами области.

«Решив отдать приоритет событийным мероприятиям, мы не прогадали, ведь 72% городских жителей надо куда-то выезжать на выходные, – заметила г-жа Лахтионова. – «Праздник топора» начался с того, что в 2008 году одна семья решила размещать у себя гостей и знакомить их с местной культурой. Сегодня таких семей в селе Зоркальцево пятнадцать. Кто-то мастер-классы проводит, кто-то настойки предлагает, которые можно попробовать только здесь. В итоге каждый нашел своего потребителя».

В Краснодарском крае насчитывается 16 тысяч фермерских хозяйств, из них свыше двухсот занимаются виноградарством, и пятьдесят – непосредственно производством вина. Краевое министерство курортов, туризма и олимпийского наследия разработало концепцию развития агротуризма на 2017-2020 годы.

Сегодня в краснодарскую Ассоциацию агротуризма входит более ста объектов сельского аграрного туризма, и более тридцати из них специализируются на эногастрономическом направлении. Ежегодно сотни тысяч людей приезжают в край, чтобы попробовать знаменитые кубанские вина и оценить местную гастрономию. Плюс к этому – интерактивная карта агротуризма, специально разработанные маршруты вроде «Янтарной лозы», ежегодно растущие денежные гранты.

По словам председателя Региональной ассоциации сельского туризма Республики Татарстан Руфии Мухамадеевой, даже на юго-востоке республики, в нефтяном регионе в 400 км от Казани, есть объекты сельского туризма европейского уровня. Особый предмет ее гордости – республиканская программа «Сельская молодежь», единственная в стране. Теперь ее выпускники занимаются событийным туризмом, завоевывая первые места на разных конкурсах.

О подобном размахе на севере страны говорить рано, но и там есть подвижки. В Республике Коми Ассоциацию по развитию сельского туризма учредили только в прошлом году, но она уже успела объединить около 80 гостевых домов по всему региону. «Мы издали буклет, определив, чем эти места могут быть интересны для туристов, составили карту с основными туробъектами и событийный календарь», – пояснила директор созданного в 2011 году Финно-угорского этнокультурного парка Елена Иванова.

В Калужской области сегодня насчитывается 615 гостевых домов, однако единого реестра предприятий, занимающихся сельским туризмом, по-прежнему нет. Поэтому и здесь, как отметил председатель Ассоциации сельского и агротуризма Калужской области Анатолий Савин, пока приходится делать ставку на событийные мероприятия. Новый проект области – «Сельское лето», может послужить отправной точкой для многих инициатив.

Председатель Ассоциации представителей сельского туризма Калининградской области Виктория Корнева одну из проблем видит в том, что владельцы объектов на селе не всегда знают, что именно нужно туристам, а также в том, что у местных жителей отсутствует уверенность в собственных силах. «Психологическая помощь не менее важна, чем юридическая», – уверена г-жа Корнева.

Гостевым домам помогают и в национальном парке «Кенозерский» в Архангельской области. Двадцать восемь лет назад, когда национальный парк только создавался, о нем знал лишь узкий круг ученых и заядлые путешественники. Сейчас все иначе. «Сельский туризм стал площадкой для диалога с местными жителями. Мы даже микрозаймы выдаем, например, на починку швейной машинки или ремонт трактора», – сказала начальник отдела развития туризма национального парка «Кенозерский» Анастасия Иванова.

Да, по ее словам, население по-прежнему убывает из этих мест, но число желающих остаться явно превалирует. «Создаются мини-фермы, подворья, открываются новые гостевые дома, которые могут либо искать клиентскую базу самостоятельно, либо пользоваться теми ресурсами, которые предлагаем им мы», – заметила эксперт.

Г-жа Иванова также считает важным донести до хозяев гостевых домов то, что они отвечают за безопасность и удобство гостей. «Были случаи, когда туристы, видя дома, где им предстояло жить, просили отправить их в гостиницу или предоставить более комфортные условия. Поэтому мы создали знак качества «Рекомендовано Кенозерским национальным парком», разработав его на основе ГОСТов. Пока такой знак есть только у шести из 27 гостевых домов на территории парка, однако надо понимать, что это долгий и непростой процесс», – рассказала г-жа Иванова.

Владелицы гостевого дома «Русская дача» в городе Южа Ивановской области Ирина и Василина Крюковские объяснили, что нужно сделать, чтобы туристы, напротив, предпочли бы отелю гостевой дом. «Русская печка с лежанкой, тепло изделий ручной работы, возможность подоить козу – это уют, которого не найдешь в гостинице», – уверена Василина, младшая Крюковская, представшая перед гостями конференции в образе Василисы Премудрой и рассказавшая о том, как важен в сельском туризме сказочный бренд и роль анимации в целом.

Источник

Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest