Позывные Чуйского тракта

С 18 по 20 февраля на Алтае проходило выездное рабочее совещание Комиссии Совета Федерации РФ по делам молодежи и туризму. Поездка оказалась совсем не туристической…
Когда мы говорим о России, об отдыхе в России, каждому из нас приходят на ум ассоциации: Сочи, Золотое кольцо, Селигер, Волга, Байкал, Камчатка, Карелия, Алтай – устоявшиеся в нашем сознании туристские центры России, или, как модно сейчас говорить, рекреационные зоны. Но если речь заходит о реальной поездке в отпуск, мы, увы, по привычке начинаем штудировать каталоги по Турции или Египту. Да, это обидно, но отчасти оправданно: дешевле и проще, да и дорожка надежно проторена… Сложившейся ситуацией явно озаботились и власти. Усилившееся внимание верхов к проблемам развития внутреннего туризма обернулось неожиданным эффектом – оно породило появление многочисленных комиссий, комитетов, федеральных органов, в названии которых фигурирует слово «туризм». И вот уже наши уши и воображение стали ласкать бодрые отчеты и бравурные рапорты, подкрепленные убедительными фактами и цифрами неуклонно возрастающих процентов… Как же на самом деле обстоят дела? Не так давно по прямому указанию Председателя Совета Федерации Сергея Миронова была создана Комиссия Совета Федерации по делам молодежи и туризму. Возглавил ее сенатор от Томской губернии Владимир Жидких, а заместителем стал его коллега с Алтая Юрий Шамков. Мы с ними пообщались во время недавнего выездного заседания этой комиссии в Алтайском крае. Это в самом лучшем смысле слова – мужики. Сибирские мужики, крепкие и внешне, и по духу, сразу видно – из тех, кто руками дело делает, а не словами. И знакомство наше по прилете в Барнаул состоялось без излишней дипломатии: «Приветствую! Ну что, поработаем? Воздух-то какой, чувствуешь? Дыши вдоволь, в столице такого и в музеях не сыщешь…» Программа поездки проста и оптимальна. В Барнауле позавтракали с дороги, перезнакомились, дальше все в один автобус: и сенаторы, и депутаты, и приглашенные деятели турбизнеса – из лучших и авторитетных его представителей при Комиссии создан экспертный совет. Проезжаем по Барнаулу… Обычный краевой центр, довольно ухоженный. Город живет своей жизнью, судя по афишам, не скучает: Макаревич, Аллегрова, «Ледниковый период» Ильи Авербуха… Даже местное ноу-хау можно отметить: «Парад потенциальных невест» – заманчиво… Но в этот раз мы пролетаем мимо. Федеральная трасса М-52 (начинается в Новосибирске и тянется до маленького алтайского села Ташанта на границе с Монголией) ведет нас из Барнаула на юг, в Белокуриху. Курорт известный, на слуху, здесь и состоится наше совещание. Назвать трассу М-52 федеральной, конечно, можно, но только при очень большом воображении и с большой натяжкой.

Обычная провинциальная двухполоска, раза в два уже московской Тверской. Как оказалось, она и является сегодня одним из камней преткновения на пути развития туринфраструктуры Алтая. Летом, когда поток отдыхающих устремляется на курорты, в горы и на озера, эта дорога, не способная пропустить всех желающих, «отсеивает» тысячи туристов. Через пару часов въезжаем на… летное поле аэропорта города Бийска – второго по величине на Алтае. Симпатичная дворняга, гордо восседающая перед заброшенным зданием аэровокзала, с любопытством разглядывает пожаловавших вдруг гостей. Гости здесь нынче редки. Вот уже который год здесь ждут деньги. Выгоднейшее расположение аэропорта – в непосредственной близости от двух ОЭЗ (особая экономическая зона) туристско-рекреационного типа, а также от игорной зоны (одной из четырех в России), в 100 километрах от самого знаменитого алтайского города-курорта Белокурихи. Руководство аэропорта, обратившись к высокой комиссии, буквально взмолилось: нужна помощь! Этот аэропорт просто необходим региону, если мы хотим привлечь туристов на Алтай. Последний раз самолеты МЧС садились здесь полгода назад – из-за аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. Сенаторы внимательно выслушали мольбы в свой адрес… Далее по маршруту мы свернули с Чуйского тракта, чтобы побывать в знаменитом селе Сростки, на родине Василия Шукшина. Здесь его музей, школа, дом, в котором прошли детство и юность… «…И какая-то огромная мощь чудится мне там, на родине, какая-то животворная сила, которой надо коснуться, чтобы обрести утраченный напор в крови. Видно, та жизнеспособность, та стойкость духа, какую принесли туда наши предки, живет там с людьми и поныне, и не зря верится, что родной воздух, родная речь, песня, знакомая с детства, ласковое слово матери, врачуют душу». (В. М. Шукшин). Вернувшись на Чуйский тракт, едем дальше на юг. Извилистая дорога в окружении заснеженных гор приводит к единственной функционирующей в России туристско-рекреационной ОЭЗ «Бирюзовая Катунь». Здесь отель и коттеджи, искусственное озеро и аквапарк, археологический парк «Перекресток миров» и уникальный памятник Святославу Рериху прямо на берегу Катуни. «Бирюзовая Катунь» – пилотный проект среди всех семи ОЭЗ туристско-рекреационного типа (ТРТ), поскольку была организована на территории уже действующего туркомплекса. В 2009 году здесь приняли более двухсот тысяч гостей, несмотря на то что инфраструктура комплекса еще строится. Тут же горнолыжный центр. Заключены контракты с двумя известными итальянскими компаниями на полное обустройство горнолыжных трасс. Здесь, конечно, не Альпы, но красота и воздух компенсируют все! А на другом склоне горы – одна из четырех российских игорных зон под названием «Сибирская монета». Отличительная особенность климата этой зоны – высокая ионизация воздуха, превышающая показатели Швейцарских Альп более чем в два раза! Около 250 солнечных дней в году создают условия для круглогодичных комбинаций различных туристских и рекреационных услуг. Окинув взором с вершины горы окружающие красоты и вообразив, что здесь будет в ближайшее время (по представлению резидентов), я почему-то подумал о тех, кто по привычке едет в Турцию и Египет, даже не ведая, насколько красиво и уютно на душе здесь, в этом очаровательном уголке России.

Говорят, в России две беды – дураки и дороги. Я бы сказал – три. Еще чиновники. Различных проектов от инвесторов (резидентов) – почти на четыре миллиарда. А дело стоит! Бумаги лежат в Минэкономразвития, и когда дело сдвинется с мертвой точки, неизвестно. Парадокс! Мы призываем бизнес инвестировать в благое дело, люди приходят, создают красивые и нужные проекты, готовы вложить деньги, но… у кого-то в московских кабинетах своя очередь?! Отведав на берегу Катуни эксклюзивных сибирских яств, садимся в автобус. Наш путь лежит в Белокуриху – курорт федерального значения! Несмотря на изнуряющий режим первого дня поездки – ночной перелет (практически без сна), ряд мероприятий с утра, встречи, обсуждения, – в автобусе никто не расслабляется, говорят об увиденном, спорят, рассуждают. И тут поймал себя на мысли: а ведь люди эти – сенаторы, «генералы» турбизнеса – и впрямь работать приехали. Профессиональные разговоры и споры не смолкают вплоть до нашей конечной остановки в Белокурихе. И это вселяет оптимизм! Конференц-зал санатория «Сибирь» в Белокурихе забит до отказа. Не для всех из планируемых 150 человек, участвующих в рабочем совещании Комиссии Совета Федерации по делам молодежи и туризма, нашлось место. Кому-то пришлось и стеночку подпереть. Но утомления не было. Настолько живой и интересный разговор пошел. Минимум официоза, рабочее обсуждение животрепещущих тем, споры, инициативы. Председатель Комиссии Владимир Жидких то и дело делает какие-то пометки на бумаге, прерывает, вопрос, ответ… Комиссия работает! Губернатор Алтайского края Александр Карлин тоже настроен по-рабочему: никаких цифр и отчетов, только конкретика и факты: есть перспектива, есть инвестор – давайте работать! Законодательно мы дадим преференции тем, кто стремится превратить Алтай в туристическую Мекку. Тут мне сразу вспомнилась наша редакционная «авантюра» построить отель где-нибудь в районе Сочи. Года три назад мы отправили в ряд районных администраций на Черноморском побережье предложение от имени такой-то компании инвестировать 10 миллионов долларов для строительства туркомплекса. Ни от одного адре

сата не было получено ни одного ответа! Позже, в приватной беседе в одной из администраций, для нас провели ликбез: ты «заинтересуй» того, к кому обращаешься, чтоб у него, так сказать, стимул был с тобой работать… В прошлом году Алтай стал «миллионником» – именно столько туристов было одарено красотами здешних мест. С точки зрения потенциала все есть – природа, уникальные маршруты, курорты такие, как Белокуриха, стремительно развивающийся сельский туризм. А самое главное, здесь заинтересованная в развитии туризма власть, для которой туринфраструктура – не статья отчета, а реально выгодная составляющая единица в перспективном бюджете. Другое дело – помимо строительства туристской инфраструктуры, необходимо и научиться еще и продавать отдых в России. Со страниц глянцевых журналов и газет на потребителя направлена реклама преимущественно отдыха за рубежом. Ну какой смысл турфирмам рекламировать Россию, если только авиаперелет в Сочи или в тот же Барнаул стоит дороже полноценного недельного отдыха на турецком берегу? Здесь необходима государственная стимулирующая политика. Следует предоставлять преференции авиаперевозчикам. Государству нужен диалог с монополиями – «Аэрофлотом», РЖД… Иначе на наши кровные и дальше будут строиться новые роскошные отели где-нибудь в районе Антальи. А каким образом мы сможем при- гласить россиян отдохнуть на Алтае или в Карелии, если весь федеральный бюджет на пропаганду внутреннего туризма – меньше, чем рекламный бюджет туристского представительства, к примеру, Кипра в Москве?! Это было первое выездное рабочее совещание недавно созданной Комиссии по делам молодежи и туризма. И оно не превратилось в мероприятие для галочки, а стало действительно большим и продуктивным диалогом. По пути в аэропорт (ночной переезд из Булокурихи в Барнаул) автобус не спал. Вдруг, кто-то едва слышно, почти про себя затянул: «Ой, мороз, моро-оз!..», другой подхватил – и через пол-куплета образовался дружный хор из сенаторов и «туристов». Три часа до аэропорта пролетели незаметно. Можно сказать: спелись! А значит, и дело сложится!

ОВР СПРАВКА

2 марта из-под пера Владимира Жидких вышло следующее: «… В связи с этим просим Вас, Сергей Михайлович (Председатель Совета Федерации РФ С. М. Миронов. – «ОвР») и Евгений Максимович (президент Торгово-промышленной палаты РФ Е. М. Примаков. – «ОвР»), поддержать рекомендации нашей Комиссии рассмотреть возможность восстановления финансирования в 2010 году: – реконструкции аэродрома аэропорта г. Бийска, предусмотренной ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)»; – реконструкции федеральной автомобильной дороги М-52 «Чуйский тракт» – от Новосибирска через Бийск до границы с Монголией и строительства инфраструктуры. Эти вопросы отражены в решении нашей Комиссии, соответствующее письмо на имя Министра транспорта РФ И. Е. Левитину подготовлено».

Print Friendly, PDF & Email

Last modified: 14.05.2012

Pin It on Pinterest