Я попросил объяснить этот парадокс нашего автора, машиниста Алексея Алексеева, который заодно рассказал, почему поезда так медленно прибывают на вокзалы.
Все дело в светофорах
Железная дорога является особой инфраструктурой с четким и обязательным выполнением всех требований правил технической эксплуатации (ПТЭ) – это основной документ, по которому работает железная дорога.
Мы уже рассказывали про устройство системы блокировки и принцип работы путевого и локомотивного светофора. Именно в этом и кроется ответ на вопрос.
Скорость движения поездов зависит от показания сигналов путевых светофоров. Зеленый огонь путевого светофора – разрешается движение с установленной для данного участка скоростью, желтый – с уменьшенной скоростью, красный – необходимо остановиться перед светофором.
Когда электричка, пригородный или пассажирский поезд дальнего следования следуют на остановку промежуточной станции или платформу остановочного пункта, то, как правило, они следуют по зеленым огням путевого и локомотивного светофора с определенной скоростью. А вот если эта станция для поезда уже конечная, то поезд принимается на путь с закрытым выходным путевым светофором – красным и, что называется, еле-еле, можно сказать утомительно для пассажиров, плетется, подкрадываясь к платформе.
О чем говорят машинисты
Что происходит в кабине локомотива, когда поезд прибывает на конечную? На путевом светофоре, к которому приближается поезд, локомотивная бригада видит красный огонь, а на локомотивном светофоре загорается красно-желтый сигнал. Машинист и его помощник, согласно инструкции, должны выполнить между собой определенный регламент переговоров.
Помощник машиниста встает со своего кресла и подходит к рабочему месту машиниста и говорит: «На локомотивном светофоре “КЖ”, путевой впереди – красный. Скорость не менее чем за 400 метров не более 20 км/ч». Машинист обязан повторить регламент.
При этом, помощник машиниста, находясь все время от начала прибытия до момента полной остановки поезда рядом с машинистом, должен контролировать все его действия, выполняя следующий регламент переговоров:
«Ручка крана машиниста во втором поездном положении, давление в тормозной магистрали установленное, к примеру 5,0 кгс/см. кв., давление в питательной магистрали столько-то и столько-то кгс/см.кв., контроллер (задатчик позиций) на нулевой позиции».
Машинист вновь повторяет регламент, тем самым подтверждая свое внимание и бдительность. Если машинист не предпринимает никаких мер к остановке поезда, то помощник машиниста обязан принять, как того требует инструкция, все меры к остановке поезда, вплоть до экстренного торможения.
Проезд под красным огнем считается преступлением и самой страшной неисправимой ошибкой локомотивной бригады. Проехать запрещающий сигнал – это считай все, карьера окончена, пиши заявление на увольнение.
«Лучше выпейте чаю»
И напоследок, как машинист, хочу дать совет пассажирам. Если поезд уже на подходе к конечной станции так раздражительно медленно плетется и вам уже очень хочется бежать поближе к выходу в тамбур с вещами, не спешите!
Лучше взгляните на расписание поезда и время прибытия, которое указано в билете. Возможно, у вас осталось еще достаточно времени, чтобы неспешно допить свою чашечку чая или кофе, сделать важный звонок или пролистать ленту в соцсети, оставшись в своем купе. Это куда приятнее, чем утомительно и, возможно, долго толкаться с багажом в узком проходе, ожидая прибытия.