«Патриоты» проложили маршрут

Автопробег «Заповедное кольцо» прошел по уникальным местам Центральной России. Его организаторами стали Минприроды и Информационно-аналитический центр поддержки заповедного дела. Цель пробега – развитие экологического туризма и привлечение внимания к сохранению российских заповедников и национальных парков

Машины для пробега предоставил нашей команде путешественников Ульяновский автозавод. Ведь передвигаться предстояло в основном не по большим автотрассам, а по бетонным и грунтовым – чаще всего разбитым – провинциальным дорогам. Три внедорожника УАЗ «Патриот» и два грузовика УАЗ «Профи» в итоге прошли за шесть дней более 2000 километров и, надо сказать, отлично проявили себя в непростых условиях. А в качестве водителей и пассажиров выступили известные журналисты, блогеры и экологи.

Первым пунктом прибытия автоколонны стал Национальный парк «Плещеево озеро» (Ярославская область). Именно здесь Петр I строил когда-то свою «потешную флотилию». Сейчас же сюда съезжаются не только любители знаменитой переславской ряпушки – рыбы, которая обитает в прозрачных водах озера, но и поклонники старины, стремящиеся посетить священный Синий камень или целебный Никитский родник.

Мещерскую низменность – заболоченные земли, покрытые дремучими сосново-березовыми лесами – воспел в своих книгах Константин Паустовский. В Национальном парке «Мещера» (Владимирская область) участники автопробега прошли экологические тропы, посетили «Музей птиц» и высадили аллею. К слову, посадка деревьев значилась в программе посещения каждой из пяти заповедных территорий, так что теперь в разных местах России красуются наши «именные» березки, дубки и елочки.

Третий день автопробега стал самым напряженным: предстояло проехать почти 350 километров от «Мещеры» до Приокско-Террасного заповедника, а потом еще 450 км – до Центрально-Лесного заповедника. Впрочем, в Приокско-Террасном – единственном заповеднике Московской области – мы успели походить по подвесным мостам экотропы «Сквозь листву» и полюбоваться зубрами – самыми крупными копытными животными Европы, которые еще недавно находились на грани исчезновения. А здесь их уже почти 70 лет разводят, а потом выпускают на волю, в леса.

Центрально-Лесной заповедник (Тверская область) встретил нас дождями. Но ливень не помешал участникам автопробега пройти экотропу «Тайны Оковского леса» — через древний хвойный массив, формировавшийся 700 лет. На тропе экскурсовод пояснила нам, почему в заповедниках нельзя убирать павшие деревья: они являются естественным удобрением для появления новых деревьев и сохранения «первичного леса». А именно такой считается самым благоприятным для хорошего функционирования всей экосистемы.

Конечной и, пожалуй, самой впечатляющей точкой маршрута стал Валдайский национальный парк (Новгородская область). Подъезжаешь к Валдаю – и чувствуешь, каким свежим и чистым стал воздух. Здесь больше двухсот прозрачных озер (в том числе знаменитый Селигер), а на их берегах – густые леса, где живут медведи, рыси, лоси. Между прочим, на территории нацпарка (а это 1585 кв. километров) обитает почти сотня медведей, но при этом не зафиксировано ни одного случая нападения косолапого на человека… «Визит-центр» парка порадовал современной экспозицией и комфортабельной гостиницей. А из его окон открылся величественный вид на Валдайское озеро и Иверский монастырь, основанный Патриархом Никоном в 17-м веке. Ну как было не посетить обитель перед дальней обратной дорогой…

Участники автопробега вернулись в Москву усталые и покусанные мошкарой, но с ощущением первооткрывателей, проложивших новый туристический маршрут – «Заповедное кольцо». И с уверенностью, что уникальная природа российских заповедников останется и нашим потомкам.

Дмитрий Филипченко

Print Friendly

Читай журнал

Скачай №95 Июнь-Август PDF

Заказать журнал онлайн

Внимание!
Теперь вы можете заказать журнал по почте!
X

Pin It on Pinterest

X