О коллекционировании, вообще, и о коллекционировании молотков, в частности

Миллионы людей занимаются коллекционированием, причем, объектами собирательства может быть все, что угодно: монеты, марки, значки, картины, книги и т.д., Очевидно, что всех коллекционеров можно поделить на две группы – тех, кто «больны» своим увлечением и тех, кто делает это ради интереса. Но в любом случае коллекционирование всегда стимулирует получение более глубоких знаний по выбранной тематике. Другой вопрос, становятся ли эти знания доступными другим, или же коллекционеры уподобляются скупому рыцарю.

Коллекционирование – занятие многоплановое. Это и приятное (для самого собирателя) время препровождения, и возможность получение новых знаний, а иногда и получение дополнительного дохода. И примеров здесь можно привести огромное множество. Сегодня модным становится собирать старые акции. Предприятия, выпустившие их, а иногда и сами страны, где они появились, давно уже не существуют. Но сейчас некоторые из них стоят значительно больше, чем в то время, когда их выпустили в оборот. Почему, ответ прост — это уже антиквариат и объект собирательства. И к тому же – это очень красивые вещи.

Многие примеры из истории коллекционирования хорошо известны. Наиболее интересным может быть случай, описанный И.Э. Грабарем в книге «Искусство в плену»: «В 1895 году мне, довелось в первый раз попасть в Париж…Однажды я заметил в окне маленькой картинной лавки несколько странных холстов, несказанно меня смутивших…Я буквально остолбенел и сразу не мог сказать, хорошо это или плохо, до того неожиданным и ошеломляющим было зрелище… «Ван Гог, Гоген, Сезанн…». Диковинные, никогда не слыханные, ни в каких книгах не встретившиеся имена…А цены были столь невысоки, что даже я, бедный студент, добравшийся до Парижа на с трудом сколоченные скудным заработком деньги, едва не купил большой холст, аршина полтора на полтора, на котором был написан великолепный букет на фоне, еще не вполне прописанном. Автор его был Мане, цена – 40 франков… Цены на Сезанна, Ван Гога и Гогена колебались между 50 и 150 франками.

Если бы эти две-три сотни картинок, стоивших тогда, вероятно, максимум 10-15 тыс. франков, были велением случая потеряны, то нашедший их сейчас сразу стал бы собственником состояния в 100 миллионов франков».

Эти строчки написаны было в 30-е годы прошлого столетия, поэтому итоговая сумма сейчас увеличилась бы на несколько порядков. Да и автору этих строк стоит верить. Игорь Эммануилович стал автором первой фундаментальной «Истории русского искусства» в пяти томах, изданной в 1909-1916 годах.

Любое коллекционирование интересно по-своему. Можно собирать то, что собирают многие и чего всегда много: монеты, марки, конверты и т.д. А можно собирать то, что не собирает никто, и тогда у вас нет, или почти нет конкурентов. Именно с этими мыслями автор этих слов начал собирать… молотки.

Молоток для косы и бабка
Молоток для косы и бабка

И вот уже несколько лет я целенаправленно приобретаю молотки, которых оказалось, к моему удивлению, довольно много и, причем, самых различных видов: молоток каменщика, сапожника, для набивки кос, молоток-топор и даже молоток для отбивки мяса и, разумеется, для забивания гвоздей. Некоторые молотки представлены у меня с неотъемлемыми сопутствующими предметами — молоток для набивки кос вместе с «бабкой» (маленькой наковальней), а молоток сапожника вместе с «ногой».

Есть информация о молотках в специальной литературе: «Молот в древнерусских письменных источниках имел несколько названий: «омлат», «млат», «молот» и, наконец, «кый». Он состоял из металлической ударной части — головки и деревянной рукоятки. Ударные плоскости го​ловки молота в зависимости от его назначения имели разные формы…Среди археологических находок наиболее распростра​ненным типом молота является молот универсальный. На одном конце головки такого молота сделан боёк, а на другом задок-остряк. Но встречаются молоты и с двумя бойками. По весу молоты подразделяются на ручники ве​сом до 1,0 кг и боевые молоты-кувалды весом более 1,5 кг. В кустарной промышленности XVIII—XX вв. кузнечные молоты делались из железа с наварными стальными бой​ками. Очевидно, и древнерусские кузнецы также навари​вали свои молоты. (Б.А. Колчин «Техника обработки металла в Древней Руси». М. 1953 г.).

Присутствует молоток или молот и в различных вероисповеданиях. Так у викингов существовал «молот Тора». Тор бал сыном верховного божества викингов Одина, вооруженный своим молотом он боролся с всемирным злом.

Молоток – неотъемлемая оставляющая и обрядов вольных каменщиков, т.е. масонов. Увековечил молоток и Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Войн и Мир», где в сцене описания посвящения Пьера Безухова в масоны читаем: «Все торжественно молчали, слушая слова председателя, державшего в руке молоток».

Но, наверное, самый яркий пример использование молотка был в государственной символике, и, прежде всего, Советского Союза…

Обычные молотоки русский и французский

Удивительно интересны и скульптурны каменные молотки древних людей, которые можно увидеть в любом краеведческом музее, и которых, увы, еще нет в моей коллекции. Нет еще в моей коллекции и медных молотков, хотя слышать мне о них же приходилось.

Мне кажется, что со временем у каждого народа сформировались свои собственные формы молотков. Пока в моей небольшой коллекции есть только один «иностранец»- французский молоток. Чтобы его купить, мне пришлось специально посетил самый большой парижский базар, который здесь принято называть «блошином рынком». Это рынок в Порт де Клинянкур (Porte de Clignancourt) – последняя одноименная остановка розовой ветки парижского метро. Именно здесь я купил обычный французский молоток, которой, как оказалось, существенно отличается от своего обычного российского собрата.

Вообще, блошиные рынки Франции — это «золотое дно» для любого коллекционера. Там есть все и это не будет преувеличением. Причем, цены самые разные – от заоблачных, до доступных. А если, вдруг, вы решили купить много, то вам обязательно сделают скидку. Да и вообще, торговаться здесь принято и можно сказать, что все делают это с определенной долей удовольствия.

Старинные гвозди

Очень хорошо в своей книге «Семья Эглетьер» описал блошиный рынок наш бывший соотечественник Лев Тарасов, ставший впоследствии известным французским писателем Анри Труайя: «Она направилась к одному из ящиков, наполненному всяким хламом. Ее жадные руки опустились в самую кучу. Среди этой всякой – всячины, состоящей из ржавых ключей, штопоров, крюков и гвоздей, вдруг на свет появилась медная ручка округлой формы. Все ее желобки и бороздки были забиты грязью, но если бы ее отчистить, то она засияла бы как золото. Она была тяжелой и удобно располагалась в ладони. Ее выступающие детали были затерты многими поколениями, но чувствовалось, что она хранит в себе частичку человеческой жизни». (Перевод Грибкова-Майского).

Разумеется, прежде всего, меня интересуют старые молотки ручной ковки. Иногда на некоторых можно увидеть оригинальные клейма, которые еще предстоит разгадать. Так на одном старом молотке каменщика я обнаружил оригинального клеймо в виде круга и трех точек внутри него.

Молотки каменщика-печника
Молотки каменщика-печника

Однажды мне в руки попало …кайло. По большому счету — это тоже разновидность молотка. Но кайло это было не совсем обычное. На нем явно можно увидеть заводское клеймо с эмблемой и надписью: «Заводъ Бильнес. 1906». Еще одно клеймо я обнаружил на молотке сапожника «Симоновская артель ГОМПС» и цифра 11.

К сожалению, о предназначение некоторых молотков я ничего не знаю, не смогли мне рассказать сказать о них и сами продавцы. Но это значит, что меня еще ждут новые открытия.

В любом случае, все молотки по-своему красивы и значимы, ведь они хранят, как и все, что сделано руками человека, частичку души тех, кто их сделал.

Текст и фото: Виктор Грибков

Библиография

  1. Лев Толстой «Война и Мир». М., издательство художественной литературы, 1966.
  2. Б.А. Колчин «Техника обработки металла в Древней Руси». М.. гос. Научно-техническое издательство машиностроительной и судостроительной литературы, 1953 г.
  3. Игорь Грабарь «Искусство в плену». Ленинград, «Художник РСФСР», 1971.
  4. «Викинги: набеги с севера». Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации».
  5. Henri Troyat «Les Eygletière». М. 1977 г.

Читай журнал

Скачай №93 декабрь-февраль PDF

Заказать журнал онлайн

Внимание!
Теперь вы можете заказать журнал по почте!
X

Pin It on Pinterest

X