На пути к цивилизации

Форум

За два с половиной тысячелетия современное общество прошло огромный путь в отношении к инвалидам – от ненависти и агрессии до терпимости, партнерства и интеграции их в нормальную жизнь. Инвалидам необходимы повышенное внимание со стороны общества и особая охрана их прав со стороны государства.

В Сочи в рамках подготовки Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 г. состоялся международный образовательный форум «Стратегия построения безбарьерного пространства городов и бизнес-решения для доступной среды». Ведущие эксперты из Германии, Греции, Великобритании, Испании и России воспользовались предоставленной площадкой для обмена знаниями и опытом. Инициатива проведения форума принадлежит АНО «Оргкомитет «Сочи-2014» и Российскому международному олимпийскому университету (РМОУ) при поддержке Всероссийского общества инвалидов и администрации города Сочи. Главное содержание форума – принципы обеспечения информационной и физической доступности зданий, уличной и транспортной инфраструктуры, а также создание безбарьерной среды на спортивных объектах и предприятиях гостеприимства. В Сочи обсуждали вопросы формирования доступной среды не только в олимпийской столице, но и на территории всей страны.

Многим российским инвалидам-колясочникам проще преодолеть дистанцию марафона, чем путь до ближайшей поликлиники

– Оправдал ли ваши ожидания сей представительный форум? – поинтересовались мы у координатора паралимпийских программ РМОУ Антона Никольского.

– В целом – да. Ведущие российские и зарубежные специалисты поделились опытом в этой сфере. Надеюсь, форум будет иметь определенный информационный и образовательный эффект для представителей администраций городов, в том числе и Сочи, которые участвовали в нем. Одной из главных задач этого мероприятия было сформировать определенное, цельное представление о безбарьерной среде. Ведь зачастую в российских городах представление о ней недостаточно полное. Все сводится к установке пандусов в зданиях и закупке автобусов с подъемником для людей с инвалидностью. Но даже если у вас есть пандус и удобный автобус, но он припарковался у бордюра, на который колясочник не запрыгнет, значит, все ваши усилия пошли насмарку. Иностранные специалисты, в чьих городах уже проводились Паралимпийские игры, рассказали делегатам форума о своем опыте организации целостного комплекса для людей с ограниченными возможностями. Также коллеги поделились опытом, как можно минимизировать расходы на устройство безбарьерной среды. Для России это очень актуально.

Генеральный директор Российского международного олимпийского университета профессор Лев Белоусов активно общался с мэром Сочи Анатолием Пахомовым и другими участниками форума

Одна из задач Паралимпийских игр – поменять общественное представление о том, что могут или не могут люди с инвалидностью. А главная задача здоровых людей – сделать так, чтобы люди с инвалидностью могли своевременно получить всю необходимую им помощь и не чувствовать себя при этом ущербными. Это выгодно всем: обществу, так как люди-инвалиды смогут самостоятельно зарабатывать и тратить больше денег; инвалидам, так как они не будут чувствовать себя людьми второго сорта, а будут так же мобильны, как и окружающие; детям, которые с раннего возраста будут знать, что есть и такие люди, но ничем, кроме своей болезни, они не отличаются от них. На Западе инвалида-колясочника можно встретить и в магазине на шопинге, и в театре, и на пляже, в ресторане и на дискотеке. Они могут спокойно путешествовать по миру, и никто их не шугается, никто не тычет пальцем.

– Олимпиада и Паралимпиада – это повод, чтобы заняться тем, до чего руки не доходили?

– На самом деле задача эта стоит уже давно. А Олимпийские игры 2014 г. дали определенный толчок. В частности, была принята Государственная программа по созданию доступной среды для маломобильных групп населения. И, надо заметить, довольно много регионов и городов сразу же приняли соответствующие местные программы. Это все произошло буквально в последние несколько лет.

– Кто следит за тем, как выполняются взятые обязательства?

Одна из задач Паралимпийских игр – поменять общественное представление о людях с инвалидностью. А главная задача здоровых людей – сделать так, чтобы люди с инвалидностью не чувствовали себя ущербными.

– По сочинским городским объектам ответственна администрация города Сочи. И они много делают для этого, вкладываются большие средства. В частности, были закуплены автобусы, которые могут перевозить колясочников. Автобусы уже курсируют по городу. Что касается олимпийских сооружений – ответственна госкорпорация «Олимпстрой». Начальник архитектурного отдела корпорации Юрий Менчиц также участвовал в форуме. Приятно отметить, что все олимпийские объекты сооружаются по самым современным стандартам доступности. Транспорт контролируют соответствующие транспортные компании. Аэропорт Сочи – компания «Базэл», поскольку они владельцы и в их возможностях сделать аэропорт доступным для людей с инвалидностью, которые могли бы пользоваться всей его инфраструктурой наравне со здоровыми людьми. И это уже сделано. В принципе, и некоторые другие аэропорты и авиакомпании приняли на себя соответствующие обязательства. Они должны оснастить самолеты всем необходимым, например, лифтами или специальными пандусами для колясок, маркировкой для людей со слабым зрением. Это целый комплекс работ, который проводится не просто чтобы провести Олимпиаду и все тут же забыть. Делается все с прицелом на будущее, чтобы городская и транспортная инфраструктура стала безбарьерной для людей с инвалидностью. Нам бы очень хотелось, чтобы Игры оставили после себя определенное наследие. И значительная часть этого наследия и есть безбарьерная среда, которая на примере Сочи будет расти до масштабов всей страны.

– Каковы экономические выгоды для бизнеса, присоединившегося к этой программе? Может, для них будет послабление налогового бремени?

– По налоговым льготам в нашем законодательстве ничего подобного не предусмотрено и не планируется, за исключением льгот при приеме людей с инвалидностью на работу. Но дело в том, что в России довольно много людей с инвалидностью. К тому же безбарьерной средой могут пользоваться не только инвалиды, но и пожилые, люди с временной потерей здоровья, да и для мам с колясками такие приспособления тоже удобны. Если торговый центр является доступным для всех категорий граждан, то туда проще приехать, удобнее совершать покупки, остаются приятные впечатления, а соответственно налицо выгода коммерсантов. Иными словами, приведение коммерческих объектов к доступному виду – в интересах самих предпринимателей, поскольку у них увеличивается количество клиентов, которые могли бы пользоваться их услугами.

– Существуют нормы универсального дизайна. Они как-то пересекаются с созданием безбарьерной среды?

– Универсальный дизайн – дизайн, удобный для всех, в том числе и для инвалидов. Его нормы описаны и хорошо проработаны в национальном законодательстве США. Их и придерживается Паралимпийский комитет в организации Паралимпийских игр. Некоторые единые нормы, схожие по нормам универсального дизайна США, существуют и у нас. В декабре 2011 г. они были актуализированы в России. Правда, есть оговорка – если нет возможности следовать этим критериям, то надо следовать разумным нормам. В основном она касается реконструируемых объектов, ведь зачастую там не все можно обеспечить.

Люди в колясках научились пользоваться колесами своих средств передвижения лучше, чем иные здоровые – ногами

– А можно ли на примере просто рассказать о нормах универсального дизайна?

– Те же самые широкие двери в торговых и развлекательных центрах, кнопка лифта, расположенная на низком уровне, или достаточно низкие прилавки, к которым может подойти ребенок. Да даже просторные туалеты, они удобны не только инвалидам-колясочникам, но и всем. Благодаря нормам универсального дизайна повышается мобильность людей.

Кстати, увидеть примеры универсального дизайна и оборудования для создания безбарьерной среды участники форума смогли на выставке, проведенной в рамках этого мероприятия. На стендах экспозиции были представлены новейшие разработки и достижения в области доступности, а также специальные индивидуальные средства передвижения и приспособления для восстановления способности к передвижению и самообслуживанию.

Print Friendly, PDF & Email

Last modified: 13.11.2012

Pin It on Pinterest