Мы это сделаем!..

То ли победная выборная эйфория, то ли обаяние женского праздника, но что-то все-таки побудило президента России в первый же после 8 марта рабочий день провести знаковое для российского туризма, а значит и для миллионов его потребителей, совещание.

Дмитрий Медведев собрал в Краснодаре «генералов» туротрасли и ее крупнейших инвесторов, чтобы обсудить перспективы развития туризма в России. На первый взгляд, ничего нового – сколько уже мы слышали с высоких трибун и из уст сильных мира сего: туризм –это перспективнейшая отрасль, это огромный потенциал в ВВП, это социально значимый аспект и т. п. Не разу же заседали и Правительство, и Госсовет, проводились громкие конференции и форумы. Но все это в итоге оборачивалось, так сказать, пустым словоизвержением. До конкретных решений дело практически не доходило. Даже не могли наконец определиться к какому министерству или ведомству туризм приткнуть.

Вот как «рулили» российским туризмом отечественные чиновники:

1994 г. – Комитет (позже – Госкомитет) по делам молодежи, физической культуре и туризму;

1999 г. – Министерство по физической культуре, спорту и туризму;

2000 г. – Государственный комитет по физической культуре, спорту и туризму;

2004 г. – Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму в структуре Министерства здравоохранения и социального развития;

2004 г. (ноябрь) – Федеральное агентство по туризму;

2008 г. – Министерство спорта, туризма и молодежной политики, в структуре которого курировать туризм было уполномочено Федеральное агентство по туризму (Ростуризм).

Отрасль, в которой заняты около миллиона человек, потребителями, а значит и потенциальными инвесторами в нее, являются десятки миллионов россиян, отрасль, ежегодный оборот которой исчисляется десятками миллиардов долларов, отрасль, которая представляет громадный и нереализованный спрос, была как дитя-«безотцовщина»: министерства, комитеты, агентства… и все при ком-то! Не проще ли было просто создать Министерство туризма? Проще – в смысле конкретного определения функций, ответственности и полномочий.

И вот, наконец, это прозвучало! Из уст Президента мы услышали давно ожидаемое – создать Министерство туризма России. А состоявшийся в Краснодаре обстоятельный, где-то даже жесткий, но в итоге результативный обмен мнениями о текущих проблемах развития туризма как цивилизованной отрасли, вселяет оптимизм и реальные надежды на скорые перемены.

«У нас сейчас не публичная презентация достижений, – заявил Дмитрий Медведев. – Я в августе 2008 года давал поручение по развитию внутреннего туризма. Вы скажите, что выполнено, а что нет»?

Президент перебил одного из «генералов» от туризма, когда тот попытался по привычке победно отрапортовать о, так сказать, «достижениях» и высоких показателях. И тогда пошел конкретный острый разговор о том, что действительно уже сделано, что нет, и о том, что вообще не должным образом исполняется.

Председатель Ростуризма Александр Радьков в том числе заявил, что у нас «уделяется недостаточное внимание продвижению имиджа России как внутри страны, так и за ее пределами». К примеру, по его словам, рекламные бюджеты Египта, Турции, Израиля, Испании на свое представление только в России – в разы превосходят весь наш рекламный бюджет, и на продвижение в самой России, и за рубежом. Есть такой мировой рейтинг – рейтинг привлекательности. В нем Россия занимает 5-е место в мире! А в параллельном рейтинге посещаемости – мы где-то в седьмом-восьмом десятке: 2 миллиона туристов посетило в 2011-м нашу страну. Это чуть ли не вдвое меньше чем в 1975-м (?!), и в два раза меньше, чем ежегодно россиян посещает Сочи, при абсурдной и никем до сих пор внятно не объяснимой дороговизне наших внутренних авиаперелетов…

Думается, в основу деятельности нового министерства должна лечь уже принятая Федеральная целевая программа, в которой намечена перспектива развития внутреннего и въездного туризма. Теперь по-новому должны будут заявить о себе и те четырнадцать туристских особых экономических зон (ОЭЗ), которые пока еще больше пестрят красотой своей на макетах и в буклетах. И не может, конечно, не сказать свое слово российский бизнес. Благо, тому уже есть симптоматичные примеры. Владелец Группы «Синара» Дмитрий Пумпянский вкладывает миллиард долларов в строительство горнолыжного курорта в Карачаево-Черкесии, что, кстати, не преминул отметить Дмитрий Медведев. Это не пустое вложение средств. Это вложение – в Россию! Заметьте, не в покупку бульварной SAN, ни в то, за что болеют англичане или американцы, ни в собственную радость на Лазурном берегу или в Порто-фино – в Россию!

И Пумпянскому, и другим «кошелькам» с российской пропиской, надо давать реальные и ощутимые преференции – как стимул для тех, кто еще ищет пока на карте мира куда б вложить заработанные в России деньги. А средств потребуется немало. И весь вопрос в том – кто следующий? Кто наряду и вместе с государством будет готов сделать все для реального вклада в развитие российского туризма? Чтобы понять и поднять его и экономическую, и социальную значимость. Сделать так, чтобы как можно скорее все мы ощутили в себе это неожиданное пока для многих новое: какое это важное дело – отдых в России!

Print Friendly

Читай журнал

Скачай №96 сентябрь-ноябрь PDF

Заказать журнал онлайн

Внимание!
Теперь вы можете заказать журнал по почте!
X

Pin It on Pinterest

X