Музей изобразительных искусств имени Пушкина начал музыкальный год

И уже известны планы ГМИИ не только на вторую половину сезона, но и — частично – до следующего января.

Замыслы обширны и разнообразны: программы, приуроченные к знаковым выставкам в музее, традиционный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера» и большая афиша концертов в Мемориальной квартире Святослава Рихтера.

По словам директора Марины Лошак, ГМИИ открывает Год Британии. Он начинается 5 марта выставкой «Лондонская школа» (где будут представлены произведения классиков британской живописи двадцатого века – Люсьена Фрейда, Френсиса Бэкона и других), а закончится в декабре масштабной трехмесячной ретроспективой Томаса Гейнсборо из пятнадцати британских музеев. К экспозиции английского классика приурочены соответствующие по теме «Декабрьские вечера» из четырнадцати концертов, программа которых пока не объявлена.

Зато известно, что будет на трех концертах весеннего фестиваля. Он посвящается «Лондонской школе». Понятно, что акцент делается не просто на музыку Британии второй половины двадцатого века и нашего времени, но на такие сочинения, которые, так или иначе, соответствуют генеральной линии выставки: человеческая сущность в ее «негармоничных» проявлениях и изломах.

Первый концерт пройдет 27 марта и называется Mad songs («Безумные песни»). В программе песни английских композиторов эпохи Реставрации (семнадцатый век) , а также – перебираясь ближе к нашим дням – «Восемь песен безумного короля» Питера Максвелла Дэвиса (1969). По словам одного из авторов идеи концерта, клавесинистки Ольги Филипповой, «Mad songs» – развернутые песни-баллады, похожие на небольшие оперные сцены», они требуют от исполнителя «не только вокального мастерства, но и выдающихся актерских данных». Такие песни «вошли в музыкально-театральную моду эпохи Реставрации под влиянием жестокого лондонского развлечения – публичных посещений…Бедлама: заплатив всего один пенс, каждый желающий мог потешиться, наблюдая за выходками сумасшедших». Что касается цикла Дэвиса, он навеян историей безумия короля Георга Третьего и его миниатюрным механическим органчиком, который исполнял восемь мелодий.

В концерте 19 апреля играют пианисты Людмила Берлинская и Артур Ансель. Они представят музыку Бакса, Бриттена, Боуэна, Блисса и Беннета. Нельзя сказать, что имена авторов (кроме Бриттена, конечно) хорошо знакомы нашей публике, так что фестиваль в музее имеет еще и просветительский, образовательный ракурс. Названия некоторых произведений (The Poisoned Fountain или Introduction and rondo à la burlesca), как и характер музыки в целом, безусловно, могут внести дополнительные краски в эмоциональную палитру восприятия живописи. Как и еще один музыкальный вечер 25 апреля — плод совместных усилий Отдела музыкальной культуры ГМИИ и скрипача Романа Минца (руководителя фестиваля камерной музыки «Возвращение»). Тут тоже нетривиальный замысел: творчество Адеса ( «Life story» для «эстрадного» сопрано и рояля), Брайерса («Incipit Vita Nova» для контртенора и струнного трио), Гёра (Piano Trio) и Лютьенс (струнный квартет, написанный в серийной технике) вызывает ассоциации о жизни как гротеске — у тех, кто знаком (или познакомится на концерте) с экспрессивным творчеством британских авторов.

Необозримое количество музыки на любой вкус предлагает афиша концертов в Мемориальной квартире Святослава Рихтера. По словам заведующей Отделом музыкальной культуры музея Юлии Де-Клерк, в Квартире проходят десятки мероприятий в год, и каждый концерт – пазл большой музыкальной мозаики, объединенной глобальной темой – «Годы странствий Святослава Рихтера». Первый сезон был посвящен Франции и Италии, второй — Англии и Америке, сейчас приходит время Австрии и Германии — и одноименной выставки на эту тему. В экспозиции будут представлены редкие материалы: письма художников Кокошки и Хартунга, певцов Дискау и Шварцкопф, послания Марлен Дитрих, фотографии и музыкальные рукописи. В состав выставки войдут изобразительные материалы, связанные со знаменитыми постановками опер австрийских композиторов Шрекера и Кшенека в России, повлиявших на вкусы молодого Рихтера и его интерес к оперному жанру.

В 2019 году в Квартире будет звучать музыка нескольких столетий, от протестантских хоралов, барокко и венской классики до опусов «актуального искусства», оперетты и кабаре. Программы, вдохновленные гастрольными маршрутами Рихтера и его контактами с европейскими музыкантами, построены и по жанрам, и по именам композиторов. Вот лишь некоторые названия концертов: «Вольные каменщики и музыкальная классика восемнадцатого века», «»Возвышенное и земное», «Гайдн и ученики», «Прекрасные дамы Брамса и Вагнера», «Призраки Вены», «Магия соответствий. Малер и Шнитке», «Лютня и флейта – музыка королей и бюргеров»…

Необозрим и список участников, среди которых Юрий Мартынов, Александр Гиндин, Яков Кацнельсон, Алексей Курбатов, Сергей Полтавский, Марина Катаржнова, Евгений Румянцев, Яна Иванилова, ансамбли старинной и современной музыки «Volkonsky Consort», «Сanto Vivo», «МАСМ», «Rusquartet» и другие. Кроме того, в квартире-музее продолжится семейный абонемент «Слово. Музыка. Игра» и возобновится цикл лекций «Легенды исполнительского искусства», где можно будет услышать редкие записи из коллекции пластинок Рихтера. Как сказала Марина Лошак, музыка творит чудо: с ней мемориальная квартира «остается живой, а не кладбищем воспоминаний», а время не застывает, а движется.

Источник

Print Friendly

Читай журнал

Скачай №98 март-апрель PDF

Заказать журнал онлайн

Внимание!
Теперь вы можете заказать журнал по почте!
X

Pin It on Pinterest

X