Кубань: in vino veritas!

Если взглянуть на курортное побережье Турции, то мы увидим, что от Антальи до Кемера на десятки километров сплошной полосой тянутся отели. В России же вдоль берега Черного моря – совсем иная картина. Разобраться в этом парадоксе «Отдых в России» попытался вместе с сенатором Александром Починком, который в Совете Федерации представляет Краснодарский край.

-Александр Петрович, почему же нам не удается сделать так, чтобы вся линия Азовского и Черного морей постепенно стала курортной?

– На самом деле мы пробуем это сделать. И в этом году тенденция переломилась, отдыхающих стало больше, чем в прошлом: по всем городам-курортам Краснодарского края – 12 миллионов гарантированно. И очень важно, что они едут не только в Сочи. Дело в том, что краевая администрация в свое время заказала специалистам мирового уровня концепцию развития туризма в крае. И там предусмотрено обязательное зонирование. Потому что люди жалуются: мы приехали в Сочи – негде отдохнуть молодежи; мы приехали в центр Сочи – там очень дорого; мы приехали туда-то – там переполнено. Это все из-за отсутствия нормального зонирования.

Во Франции, в Египте, в Турции потоки туристов достаточно четко разведены и отзонированы по виду отдыха, по звездности отелей и так далее.
И мы идем по этому пути. Например, Анапу будем развивать как центр детского туризма, что абсолютно логично. Геленджик конечно же должен отличаться от центра Сочи. Понятно, что центр Сочи – это дорогое элитное место, понятно, что он будет люксовый.

Но в то же самое время у нас 400 километров побережья и 140 километров только в самом Сочи, а еще Тамань, Анапа, Геленджик, Новороссийск.

И там есть места для линий семейных курортов, для курортов all inclusive.

Дальше на севере – экстремальный туризм. Для наших серферов, экстремальщиков на Тамани, на Азовском море – фантастические места. Есть места для экологического туризма, которому прежде уделялось мало внимания, а сейчас его развивают Горячий Ключ, все предгорные районы. Или возьмем винный туризм. В прошлом году Абрау-Дюрсо стало самым посещаемым винным хозяйством мира.

– Мира?

– Мира! 120 тысяч платных туристов. Все эти люди купили билеты и заплатили большие деньги, чтобы приехать туда. И сейчас уже не одно Абрау-Дюрсо. Вы можете поехать на экскурсию в Мысхако, в Фанагорию… Я думаю, что по таким гигантам, как Мысхако, постепенно количество посещений тоже подойдет к сотне тысяч. Помяните мое слово, через пару лет мы будем иметь миллион «винных» туристов.

– Миллион?

– Да, да! Представьте себе: приезжает семья отдыхать. Муж, жена, дети. На пляже день, два, три позагорали.

Красные как вареные раки, сметаной обмазались или модным кремом. Что делать, не знают. Естественно, мужчине захотелось выпить. Ну и что? Пойти банально пить? Это не то. А вот поехать на дегустацию – это уже, что называется, культурный отдых, это развлечение, это целый день маленьких открытий.

И жена не будет против!

– Совершенно верно. И люди едут. В Абрау-Дюрсо я как-то насчитал: до 40 автобусов стояли одновременно. Там действительно чрезвычайно интересно: и дегустационные залы, и кинозалы, и музеи, и рассказ, и показ. Или возьмите Тамань, где виноделию более 2000 лет. Там вам покажут настоящие амфоры с остатками винограда и виноградного вина того периода. Наша версия, что виноград пошел с Кавказа, я очень надеюсь, правильная. Но за нее еще надо бороться, ее надо доказывать.

Но в том, что древние греки и Понтийское царство делали виноградное вино, и делали много, сомнений никаких.

Митридат оттуда даже в Рим поставлял…

– Митридат Евпатор поставлял, совершенно верно. Это зафиксировано и раскопками подтверждается. И можно заехать в ту же самую Тамань, пойти в музей, посмотреть уникальные памятники, гробницы, статуи, амфоры того периода. И проследить за тем, как формировалось виноделие и агрокультура с того времени и до наших дней. Это чрезвычайно интересно. Кстати, качество вина за последние годы резко улучшилось. Ваш журнал в свое время абсолютно правильно критиковал абстрактное «Мерло» на Сочинском форуме.

А теперь можете совершенно спокойно попробовать продукцию наших лидеров – это уже другое вино. «Каберне», «Совиньон», «Мысхако» – невероятно сильного качества вино. «Шато ле Гран Восток», «Королевский дуб», «Красное дело» – великолепные вина. Резко поднимается качество вин Фанагории. Это очень хорошие вина. Появилось много бутиковых шато. То же самое «Стретто».
Что это? Просто фантазия человека, который построил двор на трех гектарах, где вам испекут хлеб, пригласят в домик под соломенной крышей, накормят экологически чистыми продуктами и подадут очень интересное вино. А «Гайкодзор», который сейчас пошел? Совершенно неожиданно – великолепного качества, тоже будет бутиковое хозяйство в стиле итальянских шато. А строящийся шато в Ливкаде? Это надо видеть. На холме стоит замок – красотища!..

– Винзаводы растут быстрее, чем отели?

– Нет, отелей очень много. Только в Сочи 1800 частных отелей. Но винзаводы действительно обновляются. Старые заводы полностью сменили оборудование. Теперь новехонькие, красивые, настоящие дубовые бочки. Шикарный металл с водяной рубашкой, огромные танки, дорогущее оборудование. Даже разливщики (те, кто разливает из чужих виноматериалов) – и те на высоте. Например, «Русский Азов» – безумно красивый завод. А почему?

Потому что это экология, это качество, это действительно уверенность в продукте, что чрезвычайно важно. Если лететь в Анапу, то мы увидим прямо по прилету старые виноградники – зачуханные, заросшие. А чуть отъедем от аэропорта – там от края до края гигантские новые виноградники, собственные питомники высочайшего класса. Любо-дорого смотреть. Один саженец – евро, полтора евро. Это дорого, но это качество, это уже совсем другой продукт.

– Откуда привезли саженцы?

– Из Европы. А вот теперь пошли уже свои питомники. Потому что сорта надо было районировать, укоренять. Это выгодно и перспективно.

– Вы, как член Совета Федерации, представляющий Краснодарский край, немало делаете для развития туризма на его территории. А сегодня какие задачи в этой сфере вы бы определили как первоочередные?

– Первое – это приблизить Краснодарский край к Москве и к остальной России. Что для этого сделано за последнее время? В крае уже четыре международных аэропорта. Возможно, будет пять. Это показатель. Сколько было копий сломано! Но в Геленджик теперь самолеты летают. Какой аэропорт был в Анапе? Но его привели в порядок, и туда пошел интенсивный турпоток.

Раньше была одна авиакомпания, а теперь конкуренция – это сразу снижение стоимости билетов. Второе – железная дорога. Если раньше от Москвы до Сочи было 36 часов, то теперь 23 часа на поезде. Но это еще не все. Сейчас будет «Сапсан», который пойдет через Тулу, Орел, Воронеж, Ростов. И мы будем за ночь доезжать. И уже на уикенд можно поехать на Черноморское побережье. Вот в Интернете расписание авиарейсов Москва – Сочи, 86 рейсов.

И это только московские. Вот я вижу цены: 4000 рублей, 6000 рублей, 9000 рублей. И можно выбрать. Дальше – дороги. Знаменитая автодорога «Дон» строится медленнее, чем ожидалось, но к Олимпиаде все равно будет. Это нормальная дорога с обходом Краснодара и с выходом к Черному морю в двух местах. Третье – территориальное планирование, градостроительное зонирование. Краснодарский край одним из первых принял и создал схемы территориального планирования. Почему это важно? Да потому что главная беда была – вот эта чересполосица.

Земля на Юге дорогущая, каждый стремился отхватить кусочек. И не было ни стиля, ничего. С появлением схемы терпланирования появилась возможность давить на местные администрации, на застройщиков, чтобы делать все в едином стиле. Схема терпланирования – это коммуникации, геология, транспортные потоки. Это все нужно увязать. И постепенно начали появляться набережные, стал появляться своеобычный облик. Теперь уже Анапу, Геленджик и Сочи не перепутаешь.

Серьезно изменились Лазаревское, Горячий Ключ. И мы действительно получаем линии курорта. Уже можно найти целые рядочки, например, курортов all inclusive, совсем неплохих, вполне конкурирующих с турецкими. И это здорово. Понятно, что есть еще куча проблем. Например, однопутная железная дорога вдоль побережья Черного моря.

– Вы же этим занимаетесь?

– Я бы в некоторых местах ее вообще спрятал в туннели. Это возможно, и это было бы эффективно. Дорога Джунга – Сочи ужасно извилистая, 536 поворотов я насчитал. Там придется делать эстакады, строить огромную магистраль. Почему я верю, что эта магистраль будет? Потому что Евросоюзом было принято стратегическое решение о строительстве Черноморского шоссе вокруг Черного моря. Оно разовьет все страны: и Турцию, и Болгарию, и Румынию, и Украину, и Молдову, и нас.

В рамках этого проекта планируется сооружение моста, что вообще резко изменит ситуацию с туризмом на Черном море. Сейчас на пароме переехать – это ужасно: давка, очередь. Желающих посетить одновременно Тамань, Краснодар и Крым очень много. Потоки в обе стороны колоссальные.

– А как в Краснодарском крае обстоят дела с размещением?

– Сейчас мы с вами можем прилететь в Анапу и остановиться в «Хилтоне», это пока первый «Хилтон». Я надеюсь, скоро в Краснодаре будет «Марриотт». Все-таки бренды приходят. Мы же знаем, что лучший отель в Ростове – это «Рэдиссон». Причем это лучший «Рэдиссон» в мире по качеству. Уникальный отель. Так что все нормально.

– Самая главная проблема в индустрии туризма?

– Конечно, самая страшная проблема – в отсутствии людей. Вы правильно в журнале критиковали. На набережной Сочи некому было работать. Сейчас мы готовим поваров, официантов, сомелье, сотрудников гостиниц. В Сочи действует специализированный институт.

В Краснодаре налажена подготовка персонала. Привозим молодых специалистов из других регионов, чтобы заполнять этот вакуум. И конкурсы проводим. На тематических выставках в краснодарском Экспоцентре, например, обязательно проводятся конкурсы по профессиям. Я помню, на подведении итогов курортного сезона, когда вручали премии лучшим городам, лучшим пансионатам, лучшим гостиницам, наградили женщину, которая в санатории работала три десятка лет. И за все это время ее никогда ничем не награждали.

А она великолепный специалист в своей профессии. Так вот она вышла на сцену и заплакала! Поднятие авторитета, престижа профессии очень важно.

Дальше – база, обеспечение. Ни для кого не секрет, что приличных продуктов не было. Хороший шашлык не найти, молокопродукты – это всегда был бич. Я помню, вкусный лимонад был в советское время в Абхазии. При наличии мощного комбината в Новороссийске все равно были вопросы. Сейчас ситуация очень серьезно меняется. Наконец-то построена база, которая дает качественные продукты.

Я имею в виду, что сельское хозяйство края поднялось, работают перерабатывающие заводы, которые производят большой ассортимент… Сейчас, например, совершенно великолепные сыры выпускают, кондитерскую продукцию, те же мармелады и так далее.

У нас «Нестле» – колоссальный завод. Производительность – 15 тысяч тонн. Если вы на чашку завариваете 2–3 грамма кофе, сколько это миллионов заварок? Посчитайте, интересно! Наша главная задача – это не проведение Олимпиады. Это создание вот этой мощнейшей индустрии на 20 миллионов человек. Чтобы было куда привезти, разместить, накормить, развлечь.

Все эти последние стройки аквапарков, аквариумов, океанариумов – это необходимо. Кризис пройдет, с силенками соберемся, надо будет строить сверхмощный парк развлечений.

– Вы упомянули Олимпиаду. Не помешала она? Были опасения, что туристы не поедут, чтобы не жить на стройке.

– Действительно, в районе стройки жить тяжело, но это лишь маленькая точка для огромного Сочи. В остальных местах Сочи стройка не чувствуется совершенно. И сам прирост количества туристов в этом году показывает, что все нормально. А Красную Поляну построят – сколько там туристов будет?

Когда туда будут вести две сверхдороги, когда там будут такие отели! Вдобавок к «Альпике-сервис» появились «Лаура», мощный комплекс «Горная карусель». Сейчас будет «Роза Хутор». Там инфраструктура совершенно другого уровня. И что интересно, в «Горной карусели» летом нагрузка больше, чем зимой. Люди приезжают туда даже сейчас, во время стройки, в огромном количестве. А это очень важно. Потому что каждая линия рассчитана на подъем 2300 человек в час.

– Это уникальный по мировым стандартам опыт – когда горный курорт будет и летом еще работать.

– Это сверхуникальная вещь! Возьмите Куршевель – три долины, они мощнее нас, понятно, нам до них тянуться и тянуться, но летом они стоят. А наши подъемники будут работать и летом, и зимой. Это опять-таки большой плюс Сочи как олимпийского города. Летний курорт будет и зимой загружен отдыхающими.

– Таким образом хотите сезонность сгладить?

– Это прежде всего. Почему университет, почему вот этот парк развлечений, этот горнолыжный курорт? Зимний загруз! Экстремальный туризм, экологический туризм, детский туризм – обязательно. Развитие всех этих центров детского отдыха – святое дело. Я не упоминал еще массу специфических вещей. У нас уникальные грязевые вулканы.

Это под Геленджиком?

– Да. На Тамани. Их, конечно, надо привести в порядок и окультурить, а мы еще до этого не дошли, но придется делать, будет новое сверхмощное направление.

Вообще, надо понять, что началась глобальная смена технологий и стандартов. В том числе и в турбизнесе. Выиграет тот, кто поменял технологии.

Если мы опоздаем, мы от всех отстанем. В этом вся логика. Я реалист и представляю себе, сколько это стоит и сколько усилий нужно на это потратить, но это возможно.
А другого пути нет. Потому что если ты этого не сделал, это сделают другие. Китайцы это понимают прекрасно. Вся Юго-Восточная Азия понимает. Сингапур понимает. Пошла глобальная конкуренция! И я уверен, что мы не проиграем.

Беседовали Анна Чапман,

Александр Крестников,

Глеб Бударин

Александр Починок — Член Совета Федерации, представитель от исполнительного органа государственной власти Краснодарского края. Родился в 1958 году в Челябинске. Окончил Челябинский политехнический институт имени Ленинского комсомола и аспирантуру Института экономики Уральского отделения (УрО) АН СССР. Кандидат экономических наук. Почетный доктор Финансовой академии при правительстве РФ. Увлекается шахматами, туризмом. Женат. Имеет дочь и сына.

Читай журнал

Скачай №93 декабрь-февраль PDF

Заказать журнал онлайн

Внимание!
Теперь вы можете заказать журнал по почте!
X

Pin It on Pinterest

X