Константин Гамаюнов: «Туристической отрасли Северного Кавказа не хватает информационной поддержки»

04.07.2017 | Статьи

Молчаливая красота гор, уникальный ландшафт, минеральные источники, древнейшие памятники – у Северного Кавказа есть все для процветания туристической отрасли. Однако до сих пор это направление развивается здесь недостаточно активно. О том, что поможет увеличить приток туристов в регион, рассказывает председатель комиссии по созданию и обеспечению благоприятных условий развития туризма на Кавказских Минеральных Водах и других курортах Северного Кавказа Общественного Совета при Федеральном агентстве по туризму Константин Гамаюнов.

– Константин Алексеевич, в чем Вы видите главные особенности развития туризма на Северном Кавказе?

– Северный Кавказ создан для комфортного и разнопланового отдыха – уникальная природа, минеральные источники, горы, целебные грязи и, конечно же, гостеприимные, радушные местные жители. Единственное, чего не хватает, – моря. Однако этот вопрос сейчас решается – строится дорога из Кисловодска в Сочи, общая протяженность маршрута составит около 290 километров. Уже проект подписан, началась работа. Так что еще несколько лет и у нас будет все – море, горы и лечебные минеральные воды.

– А что нужно сделать, чтобы улучшить репутационный туристический образ Северного Кавказа?

– Конечно, некоторое время назад ситуация на Северном Кавказе была неспокойной, что сильно отразилось на имидже территории. Но даже во время войн, с царских времен, если приезжали гости, их никогда не трогали и всегда радушно встречали, потому что гостеприимство на Кавказе на первом месте. Несмотря на то что боевые действия давно прекратились, репутация региона, к сожалению, до сих пор не восстановилась. Позитивные тенденции на Северном Кавказе сейчас превалируют, но средства массовой информации слабо это освещают, а если происходит какой-то конфликт, тему подхватывают и «раздувают из мухи слона». Такая информационная «поддержка» способствует формированию негативного имиджа территории: создается иллюзия, что здесь до сих пор идет война, путешествовать по территории опасно. Безусловно, постепенно ситуация улучшается: о Северном Кавказе все больше говорят, как о гостеприимном курорте. Однако без поддержки со стороны государства и позитивного информационного поля, туристический поток будет расти не так быстро, как хотелось бы.

– Какие регионы округа за последние годы стали более популярными у туристов, а какие наоборот – потеряли свои позиции?

– Кавказские Минеральные Воды всегда пользовались большой популярностью как среди российских туристов, так и среди гостей из-за рубежа. Однако, если старшее поколение говорит об этих курортах с теплотой и ностальгией, то новое поколение – современная молодежь – о них практически ничего не знает, что огорчает. Это связано, прежде всего, с тем, что у туристических комплексов нет достаточного количества средств для продвижения курортов: люди мало знают об их преимуществах.

– Кто в основном приезжает отдыхать на Северный Кавказ?

– Поскольку наш округ предлагает сразу несколько видов отдыха – лечебный, экскурсионный и горнолыжный, отдыхать приезжают все категории населения. В санаториях чаще можно встретить людей старшего поколения или семьи с детьми, горнолыжный кластер привлекает в большей степени молодежь. Примерно 12% приезжающих – иностранные гости. Большой популярностью наши курорты пользуются среди туристов из стран бывшего СССР – Белоруссии, Азербайджана. Раньше было очень много отдыхающих с Украины. Последнее время все чаще среди туристов встречаются жители Китая. Сейчас даже рассматривается увеличение прямых рейсов из Китая в Минеральные Воды и Ставрополь.

– Как оцениваете сервисный компонент туристского продукта в регионе?

– Качество сервиса – это общая проблема всех туристических зон России. Пока нам не удается достичь того уровня, который предлагают зарубежные курорты. Однако при этом хочу отметить, что качество лечения на минеральных водах Северного Кавказа выше, чем в аналогичных европейских санаториях. Основная сервисная проблема сейчас связана с дефицитом квалифицированного младшего персонала гостиниц и санаториев. У нас достаточно грамотных руководителей, медицинского персонала, а вот младших администраторов, горничных, официантов не хватает. В регионе очень мало учебных заведений, где готовят по этим специальностям, чаще всего компаниям приходится брать людей без опыта и обучать самостоятельно, что, к сожалению, не гарантирует высокое качество полученных знаний. Хороший импульс повышению квалификации уже не первый год придаёт проект Ростуризма Общенациональная система подготовки и повышения квалификации специалистов индустрии туризма. Ежегодно порядка 1000 человек проходят обучение по программам, разработанным Ростуризмом, что положительно сказывается на качестве обслуживания и предоставления туристских услуг. Однако впереди еще большой объем работы.

– Что препятствует развитию туристско-рекреационного комплекса Северо-Кавказского федерального округа?

– Главный сдерживающий фактор для развития туристского комплекса Северного Кавказа – это отсутствие на территории региона масштабных развлекательных и досуговых центров – аквапарков, парков аттракционов, зоопарков и т.п. Сейчас туристу хочется не только проходит лечение и ходить на экскурсии, но и отдыхать более активно. На сегодняшний день Северный Кавказ в этом проигрывает Черноморскому побережью.

– Какова ситуация с транспортной доступностью территории для туристов?

– Сейчас на территории Северо-Кавказского федерального округа действует восемь аэропортов, шесть из которых имеют статус международных. Последнее время они активно обустраиваются и ремонтируются, количество рейсов и пассажирский поток ежегодно увеличивается. Например, в этом году аэропорт города Минеральные Воды встретил своего миллионного пассажира в июне, тогда как в прошлом году это произошло только в начале августа. Единственный недостаток авиационного сообщения заключается в том, что из большинства российских городов нет прямых рейсов: желающим посетить наши курорты приходится лететь с пересадкой через Москву. Железнодорожное и автомобильное сообщение тоже достаточно хорошо развиты, дороги активно ремонтируются и расширяются, постепенно сокращаются стоимость поездки и время в пути. А дорога, которая соединит курорты Северного Кавказа и Черноморское побережье, даст колоссальный импульс повышению востребованности наших курортов.

– По Вашему мнению, что нужно сделать в первую очередь, чтобы ускорить развитие туризма в Северо-Кавказском федеральном округе?

– Для значительного увеличения туристического потока на Северный Кавказ, во-первых, нужно запустить масштабную информационную кампанию на федеральном уровне, которая бы представила туристический потенциал Северного Кавказа. В свое время такая информационная поддержка была оказана Сочи и Крыму, во многом именно благодаря ей удалось улучшить имидж этих территорий и привлечь новых путешествующих. Во-вторых, необходимо инвестиционное вливание в развитие центров для активного отдыха и досуга для всей семьи. Ну и, конечно, стоит уделить внимание образовательной поддержке, сделать акцент на развитие программ повышения квалификации для младшего персонала туристической индустрии.

 

Print Friendly, PDF & Email

Last modified: 04.07.2017

Pin It on Pinterest