Когда небо манит, или интервью с бортпроводником о «лучшей в мире работе»

16.07.2019 | Интервью

Старший бортпроводник Максим и не мечтал о том, чтобы им стать. По условиям чартерной авиакомпании, где он работает, Максим не может разглашать свои личные данные. Шесть лет назад он уехал из Благовещенска в Москву, чтобы попасть в специальную школу. Ради этой поездки он продал собственный автомобиль. Что он приобрёл вместо него? Билет в один конец и учёба

– Как ты стал проводником?

— С пяти лет я летал с родителями на самолётах, и мне это очень нравилось! Уже взрослым летал на Сахалин и Камчатку, но постеснялся тогда спросить о том, где можно выучиться на бортпроводника. Хотя это не было бы странно, сейчас это самый распространённый вопрос, который мне задают пассажиры. Я устроился работать в салон сотовой связи, там коллега мне подсказала, что в Москве есть школа бортпроводников при государственном авиаинституте. Работа в салоне меня не устраивала, поэтому в августе 2013 года я продал машину и купил билет в один конец. Мне тогда было 26 лет.

– Что тебе сказали в столице?

– Я самостоятельно нашёл школу бортпроводников. И там сказали: раз я прилетел из Благовещенска только ради этого, то у меня всё получится! Я получил направление на ВЛЭК (врачебно-лётная комиссия – Прим.авт.), которая решает допустить ли тебя к полёту. В 2013 году это заняло два дня, и уже с сентября я начал учиться. Такую комиссию я и сейчас ежегодно прохожу в Хабаровске. Ну а тогда за три месяца обучения я изучил конструкцию самолётов, авиационное право, медицину, аварийно-спасательные дисциплины, подтянул базовый уровень английского языка. Итоговый экзамен делится на практическую и теоретическую части. В первой мы доказываем знание аварийно-спасательного оборудования, аварийных команд и действий при эвакуации с самолёта. Кстати, для каждой практики прорабатываются ситуации с разными дверями бортов самолётов, и ты можешь летать только на тех суднах, устройство которых знаешь. Теоретическая часть сдаётся по билетам. Два раза в год мы отрабатываем ситуацию со спасательным плотом в бассейне, по разу в год – тренируемся на тренажёрах с надувным трапом и отрабатываем пожаротушение в железной модели самолёта. Инструкторами обычно являются бывшие бортпроводники.

– Что тебе выдают после трёх месяцев и сколько стоило обучение?

– По итогу я получил допуск к полётам, а также сертификаты того, что могу спасти людей на суше и на воде. Но я не хотел летать на малогабаритных самолётах, поэтому переучился, чтобы работать на Боинге-767. В 2013 году на комиссию ВЛЭК я потратил десять тысяч, обучение обошлось в 45 тысяч и переобучение для работы на другом боинге – восемь тысяч. В последний раз, когда я изучал стоимость обучения в этой школе, она была уже около 75 тысяч рублей. В 2018 году учебный центр авиакомпании «Аврора» принимал на учебу юношей и девушек в школу бортпроводников В пылающие избы, но только без татуировок

– Пригодились ли тебе знания о том, как вести себя в экстремальных ситуациях в обычной жизни?

– Да, как-то у родственников в частном доме загорелась печь. Когда я туда приехал, то снаружи дом выглядел нормально, но открыл дверь, а там — все в дыму, только возле пола еще оставался небольшой просвет! Я тут же скинул флисовую кофту, мокнул в бак с водой и пополз искать человека, который там жил. Спас ему жизнь — и сделал это всё на автомате, как нас учили, по инструкции. Но в самолёте у меня, к счастью, не было ничего подобного.

– Ты работаешь в чартерной авиакомпании. Много ли там мужчин твоей профессии?

– Раньше это была больше женская профессия, но с 1998 года одобрено новое общее название для людей, работающих на самолёте – «бортпроводник». А как говорят у нас в авиации: бортпроводник – это существо бесполое. Впрочем, на этом внимание не акцентируют, к тому же в авиации есть девушки-пилоты. Сейчас каждый, кто обладает хорошим здоровьем, может работать в авиации.

– Какие требования предъявляются к бортпроводникам?

– В компании есть документ, где прописано, какой должен быть рост у экипажа. Не ниже 160 см и не выше 190 см. К примеру, минимальный рост предусмотрен для того, чтобы ты смог закрыть верхнюю багажную полку. В авиакомпаниях не приемлют татуировки на открытых участках тела. Иногда у человека могут заранее спросить, есть ли вообще татуировки на теле – если да, то не возьмут. Но когда очень хочется летать, то люди татуировки сводят.

– Каких необычных пассажиров ты встречал?

– Чаще люди запоминаются по разговору. С иностранцами иногда интересно поговорить. Как-то итальянец летел с русской женой. И у меня есть всего одна фотография со знаменитостью, с рэпером Noize MC. – Кстати, из чего складывается зарплата бортпроводника? – Из времени, проведённого в воздухе, и командировочных дней. Своя еда, форма и обряд

– У тебя есть какой-нибудь обряд перед полётом?

– Я не суеверный. Обряд один – хорошо подготовиться к рейсу, выспаться и прийти на работу в хорошем настроении.

– Перед вылетом бортпроводников проверяют на пригодность к полёту?

– Да, перед каждым вылетом мы проходим медконтроль. Как и остальные пассажиры, бортпроводники и пилоты проходят через рамки металлоискателей, у нас досматривают багаж, но делаем мы это в отдельном от пассажиров месте.

– Ты всегда проходил досмотр?

– Всегда. На моей памяти был только один такой случай, когда коллегу не допустили на борт из-за высокой температуры. На этот случай всегда есть резервный сотрудник. Ещё бортпроводники и пилоты могут не улететь за границу, если у них есть долги по штрафам, кредитам, ЖКХ и другие подобные.

– Вам выдают форму?

– Да, две рубашки в год. А вот пиджак, жилетку, брюки, туфли и фуражку выдают на два года.

– Вы питаетесь на борту?

– Есть еда для пассажиров, а есть для экипажа. Бортпроводники и пилоты едят более калорийную еду. Питаемся мы после того, как накормим пассажиров и соберём у них весь мусор. Делаем это по очереди, пилоты едят тоже по очереди.

 

– Бывает так, что в полёте неожиданно клонит в сон? Ты можешь поспать?

– Ночной перелёт самый тяжёлый. Если в руководстве по полётам авиакомпании прописано, то бортпроводники по очереди могут отдохнуть. По своему опыту могу сказать, что иногда даже сидя можно вздремнуть всего 15 минут, чтобы перезарядиться.

– У тебя есть фобии, связанные с работой?

– Не боятся только дураки. Я боюсь летать на маленьких самолётах, потому что там жуткая турбулентность.

– Страдают ли отношения с семьёй, пока ты в воздухе?

– Да, ты жертвуешь временем, которое бы мог провести с семьёй. Иногда можно в перелётах провести от одной до трёх недель.

– Но ты не жалеешь о выборе профессии?

– Нет. Это лучшая работа в мире! Иногда курсы бортпроводников можно пройти и в Хабаровске, но для этого нужно отслеживать все новости в этой сфере. Пока же, по словам Максима, кадровой текучки в нашем городе нет. О команде, усталости и сроке годности

– Бывали ли конфликтные ситуации на борту самолёта между бортпроводниками?

– На самолёте категорически запрещено ругаться между собой, но иногда бортпроводники могут «покусаться». Главное, чтобы это было незаметно в салоне. Для этого мы проводим послеполётный брифинг, где разбираем проблемы.

– Когда ты летаешь, то у тебя каждый раз новая команда?

– Работа бортпроводника тем и интересна, что когда ты заходишь на самолёт, то каждый знает, что он должен делать. Мы работаем, как одна семья, хотя можем видеть друг друга первый раз в жизни. Бригады бортпроводников постоянно смешиваются, меняются пилоты, чтобы экипаж не привыкал друг к другу.

– Старший бортпроводник может себе выбирать команду для полёта?

– Нет. Это делает специальная программа, которая расставляет бортпроводников в графике, исходя от отработанных часов и по другим параметрам.

– Читала интервью бывшей бортпроводницы, где главным минусом профессии она назвала хроническую усталость. Страдаешь ли ты от этого?

– Да, когда бывает подряд несколько ночных перелётов. Накапливается усталость, сбивается режим, поэтому отпуск предоставляют на 70 дней плюс недельная добавка тем, кто живёт на Дальнем Востоке. Отпуск обязательно надо отгулять, никаких компенсаций вместо него не платят.

– Какие у тебя есть бонусы от того, что ты работаешь бортпроводником?

– Возможность не выкладывать из чемодана шорты, тапочки и очки в январе. Я привожу домой косметику, фрукты из жарких стран. Кстати, в чартерной компании нет бонусов на скидки или бесплатные перелёты.

– До какого возраста ты можешь работать?

– Пока буду проходить медкомиссию. В авиации есть возрастные сотрудники. В Америке, к примеру, бортпроводником работает 80-летняя бабушка, которая посвятила этой профессии 62 года.

– Людям, которые хотели бы освоить твою профессию, что им посоветуешь?

– Достаточно иметь желание летать и увидеть мир, потому что работа очень интересная, особенно для тех, кто любит общаться с людьми и постоянно менять обстановку вокруг себя.
Источник

Print Friendly, PDF & Email

Last modified: 16.07.2019

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest