Как вложить деньги в туризм и не прогадать?

По итогам прошедшего в Сочи конгресса туроператоров представители туристской отрасли направили властям предложения по развитию туризма в России. В числе первоочередных предложенных мер – государственная поддержка и субсидирование туроператоров по внутреннему туризму в межсезонье.

Туроператоры готовы возить социально незащищенные категории граждан: пенсионеров, студентов, школьников, да, впрочем, кого угодно, если каким-то образом будет решен вопрос с ценой на перевозку.

Ведь, в самом деле, есть же примеры Турции, Туниса, Израиля, где государством субсидируются чартерные рейсы с туристами. Кстати, уже сейчас прогнозируется в следующем году выезд трех миллионов россиян в Турцию, так как предпринимаемые страной меры снижают стоимость перевозки на 15-20%.

Понимаю я наших туроператоров. Если бы я была в их числе, тоже хотела бы делать свой бизнес за бюджетный счет: и мне хорошо, и гражданам не плохо, и государство, как предполагается, в обиде не остается.

Не знаю, есть ли уже реальные договоренности лоббистов на этот счет или это просто пожелания турбизнеса. В первом случае – с субсидиями может все сложится. Во втором – может сложиться тоже, но только при условии глубокого понимания, как построить диалог с государством. Просто «хочу», «дайте», увещевания в социальной полезности или примеры опыта других стран не работают. И вот почему.

Мы считаем, что если живем согласно конституции в социальном государстве, то оно нам много чем обязано. С социальной точки зрения да, для граждан.

Если исходим из того, что туризм – это социальная сфера,и государство должно заботиться о своих гражданах, то для определенных категорий населения дотации на турпоездки вероятно быть должны. Но напомню, что бюджет на семнадцатый и последующие года у нас дефицитный. Правительство его оценило как «мобилизационный в части доходов и  экономный в части расходов». Дефицит планируется погашать за счет средств резервного фонда, в результате который к концу 2017 года будет полностью исчерпан.

То есть все затраты, в том числе на социальную сферу несколько раз продумывались и оптимизировались. Первоочередную значимость имеют социальные расходы на здравоохранение, образование и т. п. То есть гражданам отмерено столько-то под определенный, максимальный возможный при данных условиях, социальный эффект.

И мы можем справедливо констатировать, что туризм, это средство познания, оздоровления, всестороннего развития личности и т.д. Но сегодняшняя ситуация означает, что все вопросы, связанные с дополнительными дотациями на не самые первоочередные социальные нужны (а потребность в путешествиях для человека не является первичной) заранее исключены.

Но между тем, мы все признаем, что туризм – это сектор экономики. И государственные дотации в данном случае просят не граждане, а туроператоры, бизнес. Тогда и разговор должен быть другой.

Государство выступает партнером. Оно инвестирует в развитие отрасли. То есть поддерживает на определенном этапе субъектов экономической деятельности дотациями, может быть налоговыми льготами или еще чем-либо для того, чтобы система заработала: туристы поехали, деньги потратили, услуги и товары получили, предприятия и люди заработали, налоги заплатили. И деньги государству вернулись, проделав круг. В таком случае даже не важно, кто именно поедет: пенсионеры, дети или люди среднего возраста, нужно всем.

Возникает очень понятный экономический эффект. А социальный эффект как прекрасный неотъемлемый бонус, его дополняет. Ведь для инвестора важно, чтобы деньги вернулись и вернулись с прибылью.

Вот и у государства, как у партнера,появляются вопросы: сколько инвестировать, как и когда это вернется? Необходимый и убедительный ответ со стороны бизнеса должен быть представлен точными цифрами ожидаемых к уплате налогов, прямых и косвенных поступлений (вспомним, что туризм это 53 смежные отрасли), выросших процентов доли туризма в ВВП и ВРП.

Но, к сожалению, подобных убедительных ответов, видимо, никто не дает. Сами туроператоры, судя по их выступлениям, это плохо понимают.

Существующий разговор «дайте денег – мы их потратим с призрачной для вас выгодой» государство не устраивает, а нужный разговор «дайте денег и запуститься новая система, которая многократно принесет плоды определенного количества и качества» не складывается. Вот и выходит, что государство, как хороший и расчетливый инвестор, вынуждено таким образом отказывать турбизнесу как незадачливому рецепиенту.

Так что же мы твердим, что туризм – это сектор экономики, а просим как на социалку? Давайте будем последовательны.

 

Светлана Ануфриенко, руководитель федерального проекта

«Туристская Ассоциация регионов России»

 

Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest