«Как в Европе, даже лучше»

Улицы в центре Москвы открылись после реконструкции

В центре Москвы открылись основные улицы после летней реконструкции. На 870-летие города можно побывать в археологическом амфитеатре, погулять по законной «наследнице» Крымской набережной, посмотреть на старинную мостовую или впервые за долгое время проехаться на трамвае мимо вернувшегося памятника Горькому.

Ко Дню города завершились основные ремонтные работы на объектах, вошедших в программу «Моя улица». В этом году туда попали такие знаковые для столицы места, как Балчуг, Биржевая площадь, Лубянская площадь, Сретенка, Варварка и вообще большинство улиц Китай-города, Петровка, вторая часть Тверской улицы и 1-ая Тверская-Ямская улица, включая площадь Тверской заставы. Кроме того, в этом году должна завершиться реконструкция Бульварного и Садового колец, проходившая до этого в несколько этапов.

В 2017 году программа также затронула площади у некоторых станций метро, например, «Баррикадной» и «Краснопресненской». На «Сухаревской», у выхода к Большой Сухаревской площади, от нагромождения киосков не осталось и следа. Место обустроено по современным городским стандартам (их, например, одними из первых реализовали у выхода из «Новокузнецкой»).

Светлая плитка, лавочки из деревянных реек, урны и в целом продуманная организация пространства — глаза автоматически ищут хипстерскую вывеску, обещающую кофе навынос. «Как в Европе, даже лучше», — комментирует типичный миллениал Антон.

Улица Сретенка долгое время оставалась хоть и популярной среди пешеходов, но не очень удобной для них улицей. Главным образом из-за узких, а местами и волнистых тротуаров, которые на одном коварном участке превращались в почему-то зацементированную полосу препятствий из щебенки. Кажется, больше всего расширившимся тротуарам радуются велосипедисты. «Пока тут нет велодорожки, как на Бульварном кольце. Машины тут, конечно, никогда с бешеной скоростью не носились, но все равно радует, что можно не ехать по проезжей части, а безопасно двигаться по тротуару. Хотя бы теперь с пешеходами разминуться можно», — говорит студент Николай.

Участок сохраненной исторической брусчатки начала XX-го века на ул. Сретенка
Участок сохраненной исторической брусчатки начала XX-го века на ул. Сретенка

Рядом с Успенской церковью появился кусочек булыжной мостовой — около метра в ширину и метра три в длину. Мостовая начала ХХ века была обнаружена под асфальтом на проезжей части Сретенки во время реконструкции, перенесена на тротуар и оставлена на обозрение потомкам. Кстати, такой же фрагмент старинного мощения (только не булыжниками, а чем-то похожим на кусочки кирпичей) есть и на Пушечной улице, и тоже рядом с церковью — Софийской.

Безусловный фаворит сезона-2017 — это Хохловская площадь. Десять лет назад там начали рыть котлован для подземного паркинга развлекательного центра, но наткнулись на часть 500-летней стены Белого города, поэтому стройку заморозили, но что делать с руинами так и не придумали. В итоге решено было фрагмент стены музеефицировать, а вокруг обустроить общественное пространство.

Если раньше этот закуток знали разве что завсегдатаи клуба «Кризис жанра», то теперь бывший котлован превратился в красивейшую открытую площадь с амфитеатром.

Многолетнюю стройку на Хохловской площади музеефицировали и превратили в парк с амфитеатром. В...
Многолетнюю стройку на Хохловской площади музеефицировали и превратили в парк с амфитеатром. В качестве экспоната — 500-летний фрагмент Белого Города

Завороженно смотрящая на подсвеченную стену компания серьезно намерена сделать парк постоянным местом встреч: «Оптимальный вариант. Самый центр, пересечение Покровки и района Чистых прудов, можно собираться перед походом в бар или после него, если ждешь, когда метро откроют. И еще он так неочевидно расположен, что можно его показывать как особый «секрет» всем, кто Москву не очень хорошо знает».

Впрочем, для молодежи, не столь готовой в буквальном смысле углубляться в московские улицы, тоже есть новости. После ремонта открылись сразу две крупные улицы у одного из самых популярных мест города — «Музеона». Туда и в объединившийся с ним парк Горького идут, что называется, в любой непонятной ситуации. Теперь дорога от «Октябрьской» стала легче. И уж точно шире — завершилась реконструкция Крымского вала. «Никому я не мешаю, смотри, сколько тут места, мы вообще можем хоть цепочкой встать, и все равно люди пройдут», — кричит одна девушка двум своим подругам, и троица пытается повторить знаменитую сцену с живым заслоном автомобилю из «Кавказской пленницы». Девушки приехали на День города из Коммунарки, которая уже лет шесть как территория столицы. «Мы вообще стараемся раз в две недели в центр выезжать, такая традиция, — рассказывают они. — Здорово, что у «Музеона» наконец-то логичную парковку организовали. Посмотрим, получится ли в следующую нашу встречу найти там свободное место».

Логичным продолжением и даже своего рода «наследницей» Крымской набережной стала Якиманская набережная. Ракурсы там не успели стать настолько избитыми, как на Озерковской набережной, выглядит все не хуже, чем в «Музеоне», а народу несравнимо меньше.

 Якиманская набережная стала пешеходной, появились клумбы и лавки
Якиманская набережная стала пешеходной, появились клумбы и лавки

Чем и пользуются родители с детьми, для которых, кажется, этот участок станет едва ли не родным домом. «Есть куда разогнаться, есть куда упасть, есть куда убежать», — с улыбкой объясняет Виталий, отец четырехлетнего Вани. Пока Ваня гоняет на самокате, вызывая заметное оживление в толпе прохожих, Виталий философски поглядывает на бронзового Петра Первого: «Вот ругались на него, да и сейчас ругаются, а ведь он все равно символом Москвы стал наряду с Георгием Победоносцем. Перекопанные улицы сейчас тоже в анекдотах упоминают, а по окончанию раскопок воспринимают новые дороги как должное, как будто так было всегда. Это не совсем честно».

На площади Тверской заставы не хватает только деревьев — они будут высажены позже осенью, чтобы нормально прижились. Бронзовый Максим Горький, примерно месяц назад переехавший из «ссылки» на свое историческое место, избавился от вуали строительной сетки и теперь взирает на впервые проезжающий через площадь трамвай. «Даже непривычно, но в хорошем смысле, — говорит 27-летняя Алла, работающая в одном из офисов БЦ «Белый город», — Сколько я тут работаю, столько и помню все эти деревянные настилы, грязь, пыль. В любом случае, получается сильная экономия времени, потому что теперь не надо обходить всю площадь по кругу».

gazeta.ru

Читай журнал

Скачай №92 сентябрь-ноябрь PDF

Заказать журнал онлайн

Внимание!
Теперь вы можете заказать журнал по почте!
X

Pin It on Pinterest

X