Это вам не Монте-Карло. Это Ховрино!

Казино Монте-Карло. Воображение тут же рисует пальмы, ласковый прибой теплого моря, роскошные лимузины с шикарными женщинами… А главное – казино, средоточие страстей и азарта, призывно манящее, настойчиво влекущее к с ебе. Десятки зеленых игровых столов, сотни «одноруких бандитов».
Игра на любой вкус и кошелек.
За последние полтора десятилетия многие из нас сумели осуществить заветную мечту – увидеть Париж и не умереть, а отправиться затем на юг Франции, чтобы, проехав бирюзово-лазоревые
поля лаванды, успеть заскочить в старинное княжество Монако. Оно основано на исходе XIII в. генуэзцем Франческо, который умудрился хитростью захватить замок, выдав местным жителям себя и своих корсаров за странствующих монахов.
Кто был в казино Монте-Карло, вряд ли его забудет. Именно с казино (его нынешнему зданию в будущем году исполнится ровно век) ассоциируется Монако. Казино – визитная карточка государства-карлика, стригущего баснословные барыши от азартной затеи.
Здесь может попытать счастья каждый: богатый банкир и простой клерк. Фортуна безразлична к толщине кошелька входящего под своды казино, но любит новичков.
Правда, лично я, впервые заглянув в казино Монте-Карло, ничего не выиграл.
Может, оттого, что ставку сделал маленькую. Но оно, наверное, и к лучшему. Ведь главное – вовремя остановиться, не потерять голову от азарта.
История казино хранит множество печальных примеров, когда временные везение и удача превращали богача в нищего.
Но что мы все о далекой загранице!
В Москве совсем недавно своих казино было ничуть не меньше. Вот только роскошного здания, как в Монте-Карло, уж точно нет, да еще и с такой историей! Впрочем… Знаете ли вы, что на окраине Москвы, недалеко от МКАД, в районе Ховрино, есть особняк, изумительно похожий на здание знаменитого казино – достаточно сравнить фотографии. Еще совсем недавно обшарпанный вид здания да окрестный пейзаж из облезлых пятиэтажек и гаражных «шанхаев» с кучами мусора убеждали добравшихся сюда энтузиастов в том, что это не Рио-де-Жанейро и даже не Монте-Карло. Ныне ситуация кардинально изменилась, и в лучшую сторону. Так откуда же взялось это необычное здание? Как и при каких обстоятельствах оно появилось в столице?

…В 1895 г. старинную усадьбу «Ховрино», названную еще в XV в. по прозвищу ее первого владельца Ховра (что значит «свинья»), покупает богатый московский купец Митрофан Семенович Грачев. Места эти были тогда тихим и уютным Подмосковьем, вполне пригодным для отдыха после суматошной московской жизни с ее городской толчеей, извозчиками и конками. С прокладкой поблизости железной дороги, разрезавшей усадебный парк надвое (станция Ховрино), территория стала привлекательной для расцветавшей здесь с началом весны дачной жизни.
При прежних владельцах усадьба имела запущенный и неприглядный вид, так что название «Ховрино» себя вполне оправдывало. Грачев, типичный новый русский столетней давности, решил кардинально перестроить усадьбу.
В средствах недостатка не было – и работа закипела. Сначала договорились с модным тогда архитектором Львом Кекушевым – он разработал проект усадьбы. Идеей, вдохновившей Кекушева, как раз и стал игорный дом в Монте-Карло, точнее, его архитектурное решение. Отсюда и такое поразительное сходство усадебного дома «Грачевки» (так стала называться усадьба по имени нового хозяина) с прославленным казино. Правда, точной копией казино грачевский особняк назвать все же нельзя.
Кекушев творчески переработал оригинал. Воплощал же его в жизнь уже другой архитектор – Г. А. Кайзер (сам мэтр Кекушев до таких мелочей не снисходил), который внес собственные изменения в первоначальный проект.
Грачев был доволен. Круто! Так сказали бы новоявленные представители российского класса нуворишей. Такого ни у кого не было и нет! Все соседи будут завидовать.

А знающие люди – спрашивать: не в память ли о баснословном выигрыше в Монте-Карло хозяин возвел такой дворец?! Почему бы не подарить людям мечту и не сказать «да»? Так родилась легенда. (Она оказалась очень живучей и существует до сих пор.) Но с октября 1917 г. в стране подули иные ветры – новая власть объявила войну дворцам. Сам Грачев, к счастью, не дожил до этого дня. Он умер в 1899 г., успев, правда, увидеть практически готовый дом-дворец, так похожий на особняк в Монте-Карло.
Новым хозяевам понятие «Монте-Карло» и имя Лев Кекушев ни о чем не говорили. Разве что рождали в душе иного пролетария искреннюю досаду:
«Жаль, не успели хлопнуть буржуйскую гадину! Повезло ему – сам умер». Усадьба, в которой часто бывали известные люди, представители культурной элиты Серебряного века, начала медленно, но верно разрушаться. А ведь по ее аллеям ходили, а в усадебном доме творили композитор П. Чайковский, писатели А. Толстой и В. Гиляровский, художники К. Лемнох и В. Барт и многие другие.
Известный и популярный на рубеже веков поэт Валерий Брюсов даже венчался в местной Знаменской церкви. Построена она была в 1870 г. знаменитым архитектором Михаилом Дормидонтовичем Быковским – автором таких подмосковных жемчужин, как усадьба «Марфино», архитектурный ансамбль Спасо-Бородинского монастыря на поле легендарной битвы.
Но могло ли тронуть это буржуазное наследие новую власть рабочих и крестьян, вдохновенно распевавших:
«Отречемся от старого мира, отряхнем его прах с наших ног»?
Совхоз в «Грачевке» много нужнее.
Так и существовал он на территории усадьбы до самой войны. А после войны в усадебном здании разместили больницу, где она находится и по сей день.
С 1960 г. Грачевка стала окраинным районом Москвы. Здесь начинается массовое жилищное строительство дешевых блочных пятиэтажек. Новая власть вернула району старое название – Ховрино.
Уверен, что неспроста, хотя те, кто переименовывал, может, этого и не осознавали. Но все, что происходит в этом мире, имеет свой глубокий смысл. Даже если он поначалу непонятен и кажется простой случайностью.
Как это ни странно, но и сейчас, в XXI в., не имея личного транспорта, до Ховрина добраться непросто. Зато сегодня облик района преображается на глазах: активно сносят морально и физически устаревшие пятиэтажки, контингент жителей обновляется, а усадебный парк (вернее, тот кусочек, что от него остался) приводится в порядок. Но тогда, в 60–70-е гг. теперь уже прошлого века, квартиры в Ховрине, в этом медвежьем углу столицы, получали в основном лимитчики и асоциальные элементы. И тогда понятно, почему при застройке района тридцатилетней давности были безжалостно уничтожены душистый и тенистый липовый парк «Грачевки», ее уютные гроты и каскадные пруды. Живописная долина речки Лихоборки, изумительный вид на которую открывался из окон усадьбы, и вовсе исчезла, а сама река была заключена в трубу.
И впрямь, зачем все эти барские штучки и затеи простому советскому человеку – убежденному строителю коммунизма?! Только развращают его и портят. Мысли опять же всякие нехорошие могут полезть в голову, сравнения: как жили до славного Октября и как живем сейчас. Оно власти надо?
То-та! А больница – она и есть больница.
Ее обитателям не до высоких материй.
Но не все так плохо и мрачно. Времена изменились. Cовершенно заброшенное еще три десятилетия назад здание усадебной Знаменской церкви, обезглавленное, почерневшее от пожара, предназначалось к сносу: земля по проекту отходила под эстакаду будущей скоростной трассы. В храме был склад, а окрестную территорию завалили металлоломом. Однако, к счастью, строительство трассы отложили, и церковь была спасена.
В самом центре Москвы, на Ивановской горке в Китай-городе, есть одноименный Иоанновский монастырь, очень древний и ныне тоже возрожденный.
Знаменит он тем, что в нем в разное время томились в заключении кровожадная мучительница крестьян Салтычиxа и монахиня Досифея, в недалеком прошлом знаменитая авантюристка и претендентка на русский престол княжна Тараканова, выдававшая себя (или действительно бывшая ею?!) за дочь Елизаветы Петровны. Так вот, нынешний вид главному собору (его купол поразительно схож с куполом знаменитого Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции), а также двум псевдоготическим башенкам придал именно Быковский. Еще совсем недавно эти башенки имели неприглядный, жалкий вид, на их уступах даже выросли березки. Ныне же они, как и во времена Быковского, радуют глаз своими необычными формами.

Задуманный Быковским храм в «Грачевке», несмотря на свои малые размеры, не был похож на обычную сельскую церковь. В его облике причудливо переплелись черты московского барокко, итальянского ренессанса, византийского орнамента. В грандиозном ансамбле Иоанновского монастыря Китай-города, который Быковский строил в те же годы, и стилистически близком к нему Знаменском храме мечта мастера о синтезе архитектуры разных эпох воплотилась в наибольшей степени.
В 1991 г. храм иконы Божией Матери «Знамение» был возвращен верующим, и приходская жизнь в Ховрине возродилась. На звонницах установлены купола и золоченые кресты. Осенью 2005 г. стены храма полностью освободились от строительно-реставрационных лесов.
Берега речки Лихоборки еще совсем недавно были крайне замусорены. В темное время суток они, словно магнит, притягивали сомнительных субъектов, подтверждая свое стародавнее название, когда в тени прибрежных зарослей прятались ватаги разбойников, которые грабили направлявшихся в Белокаменную путников.
Ныне же по программе благоустройства малых рек Москвы берега речки Лихоборки преобразились в значительной своей части. А с изменением ландшафта меняются и люди. Доказано!
И вот уже веселые шумные компании отдыхающих в погожий воскресный денек в парке мусор в урну норовят бросить, и цветники на клумбах с вазонами нетронутыми остаются.
Мои друзья-итальянцы, которых я привез в Грачевку через московские пробки и кварталы современных домов, всю дорогу галдели, что ничего интересного на окраине мегаполиса быть не может. А увидев здание Московского областного клинического центра восстановительной медицины и реабилитации, восхищенно зацокали и бросились фотографировать. Не будучи искусствоведами, они сразу поняли, что им напоминает обычная больница. А потом говорили о загадочной душе русского человека, который часто плачет о своей бедности, но ленится поднять золотую россыпь, что лежит под ногами.
Прикинув, сколько можно было бы получить на экскурсиях со своих заграничных собратьев, итальянцы быстро подсчитали, что через несколько лет вырученных средств вполне хватило бы на полное восстановление былой красоты.
Будем надеяться, что в скором времени так оно и будет.

Print Friendly

Читай журнал

Скачай №98 март-апрель PDF

Заказать журнал онлайн

Внимание!
Теперь вы можете заказать журнал по почте!
X

Pin It on Pinterest

X