Елабуга

При разумном подходе к развитию туризма и формированию туристического продукта можно ощутимо повысить конкурентоспособность конкретной территории, сделать ее перспективной и привлекательной как для жизни, так и для ведения бизнеса. Примером такой успешной и состоявшейся территории можно считать Елабугу. Все дело в том, что здесь сумели найти понятную всем и имеющую перспективу тему и на ее основе создали уникальный бренд. Таково мнение генерального директора Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея- заповедника, советника мэра Елабуги по вопросам развития туризма Гульзады Руденко.

Елабуга – особенный город, где гармонично сосуществуют история и современность, а богатое историко-культурное наследие является важным фактором эффективного экономического развития. Эти две неразрывно связанные между собой темы и позволяют нам осуществлять брендинг территории. Кроме прекрасного географического положения главными ее преимуществами являются наличие обширной рекреационной зоны, основу которой составляет федеральный Национальный парк «Нижняя Кама» (площадью 26 тыс. га) с его знаменитыми «шишкинскими» лесами, и обширное историко-культурное наследие, на базе которого был создан Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, уже получивший признание как гибкий и креативный туроператор, способный в полной мере удовлетворить пожелания заказчиков.

По сути, на попечении музея-заповедника находится вся историческая часть города – 490 гектаров и 195 исторических и культурных объектов, шесть из которых имеют федеральное значение. Все это позволило позиционировать Елабугу как город-музей под открытым небом. Елабужский государственный музей-заповедник включен в Единый федеральный реестр туроператоров. Мы являемся одним из трех туроператоров России, представляющих музейное сообщество. Для обеспечения эффективной туристической деятельности в Елабуге создан Туристско-информационный центр, который обеспечивает весь комплекс обслуживания туристов, начиная с предоставления экскурсионной программы до организации питания, проживания, транспорта и развлечений.

Объекты
туристического показа

По плотности расположения и разнообразию объектов культурного наследия Елабуга занимает лидирующее положение не только в республике, но и в Российской Федерации. Кроме того, это один из немногих российских городов, сохранивших целостность исторической застройки. За последние годы здесь отреставрировано более 160 памятников истории и культуры, реконструированы исторические кварталы и таким образом создан туристический центр старого города с пешеходной зоной. Особую роль в сохранении культурного наследия играет Фонд «Культурное наследие», осуществляющий финансирование культурных проектов. Историко-археологический музейный комплекс федерального значения «Елабужское городище» с памятником эмиру Волжской Булгарии Ибрагиму I бен Мухаммеду и «Лестницей тысячелетия» лег в основу бренда «1000-летняя Елабуга», в рамках которого проводятся экскурсии по городу, реконструкции сражений булгарского периода, различные городские мероприятия. На основе Мемориального дома-музея И. И. Шишкина создан другой туристический бренд «Елабуга – город Шишкина». Обустроив прилегающую территорию, мы превратили ее в туристско-рекреационную зону «Шишкинские пруды» – излюбленное место гуляний елабужан и гостей города.

Однако любой бренд имеет тенденцию к устареванию, поэтому интерес к нему необходимо постоянно поддерживать. С этой целью в Елабуге проводятся всероссийские симпозиумы художников, этнопроекты, пленэры, конкурсы, мастер-классы. В настоящее время на частные средства строится творческая дача для художников. Еще один бренд создан на основе мемориального Музея-усадьбы Н. А. Дуровой. Здесь проводятся юбилейные мероприятия, посвященные Н. А. Дуровой, а также реконструкции сражений 1812 года, конференции, привлекающие ученых, исследователей, историков со всей России.

Для популяризации Мемориального комплекса Марины Цветаевой в Елабуге был создан бренд «Цветаевская Елабуга». Большой популярностью среди ценителей поэзии Серебряного века и в частности творчества Марины Цветаевой пользуются Международные цветаевские чтения, День памяти поэта, конкурс художественного слова. Главой Елабужского муниципального района учреждена Литературная премия им. М. И. Цветаевой.
Сохранность исторической части города с уникальными зданиями-памятниками, построенными известными в Елабуге купцами, позволили брендировать тему истории российского купечества и меценатства.
Таким образом, каждый музей в городе формирует сегодня свой собственный бренд, постоянно поддерживая качество предоставляемого турпродукта путем освоения новых, в том числе интерактивных, форм работы.
Так, например, особой популярностью у туристов пользуются чаепития на веранде Дома-музея И. И. Шишкина, когда в неспешной обстановке можно полюбоваться видами окрестности и представить себя в роли члена семьи Шишкиных. А посетив Музей уездной медицины им. В. М. Бехтерева, можно не только ознакомиться с историей медицины, но и насладиться ароматными травяными чаями.

Особой «фишкой» является катание по исторической части города на фаэтоне, выполненном по эскизам XIX века.
В 2009 году был открыт уникальный музейный объект – Портомойня, где представлена история развития прачечного дела в России. Надеемся, что со временем этот объект также станет брендом Елабуги.
Для активного продвижения туристического продукта и рекламы были разработаны 10 экскурсионных маршрутов, способных заинтересовать любого притязательного туриста. Новинкой 2009 года стал туристический проект – «На выходные в Елабугу», который включает в себя посещение Елабуги жителями близлежащих городов (Набережные Челны, Нижнекамск) в выходные дни на привлекательных условиях – с предоставлением различных скидок в музеях, кафе и ресторанах и бесплатной доставкой туристов на автобусах в Елабугу.
Вводя новые компоненты, мы тем самым разнообразим турпродукт Елабуги, превращаем туристическую индустрию в главный инструмент капитализации культурного наследия.
В 2008 году в Елабуге получило начало создание нового бренда – Спасская ярмарка. Его основной целью является сохранение и развитие традиций народных промыслов и ремесел края. Спасская ярмарка, имеющая богатые исторические традиции с начала XIX века, являлась одной из самых известных торжищ, куда съезжались купцы из 90 городов России.
Ярмарка, включающая в себя Фестиваль колокольного звона, «Город мастеров», ристалища и турниры, пленэр художников, уже стала популярной в России. В прошлом году в ней приняли участие 415 мастеров из 45 городов России, а количество посетивших ярмарку составило 40 000 человек.
Особым брендом стало формирование турпродукта территории Национального парка «Нижняя Кама», расположенного в нижнем течении реки и объединяющего уникальные лесные и пойменно-луговые природные комплексы.
Семь экскурсионных маршрутов и экологических троп разработаны по уникальным природным комплексам парка, воспетым И. И. Шишкиным и представляющим богатый материал для исследователей.

С размещением на территории Елабуги особой экономической зоны и формированием имиджа города как территории инноваций в самых различных сферах все большее значение приобретает деловой туризм. Только за последние год-полтора Елабугу посетило более 200 бизнес-делегаций общей численностью более 3 тысяч человек. Таким способом мы стремимся вовлечь в туристический оборот разнофункциональные объекты, в том числе находящиеся на значительном удалении от города, привлекая к развитию туризма все более разнообразные ресурсы.

По такому принципу, например, создается туристический маршрут «Национальная деревня», поскольку Елабужский муниципальный район – это еще и место компактного проживания нескольких этнических групп: татар, русских, марийцев, кряшен, удмуртов.

Другой пример – охотничий маршрут «Приключения в елабужских заказниках». Кстати, сегодня на частные средства создается охотничье хозяйство для воспроизведения традиций царской охоты на фазанов с обустройством гостиничного комплекса.

Тема спорта в Елабуге уже тоже стала своеобразным брендом. Мощным стимулом для развития спортивного туризма стал реализуемый в Елабуге проект «Территория спорта». В рамках этого проекта за последние годы построено большое количество спортивных объектов, соответствующих международным стандартам. Наша спортивная база уже является центром подготовки сборных команд России, что весьма актуально в рамках подготовки к Универсиаде в Казани.

За счет привлечения гостей на наши спортивные объекты только за прошлый год различные сферы жизнедеятельности нашего города заработали порядка 15 миллионов рублей.

Инфраструктура

Закономерным и обязательным для развития туризма и дополнительных туристических брендов является наличие на территории инфраструктуры туризма, помогающей сделать пребывание в городе максимально комфортным. На сегодняшний день на территории Елабужского муниципального района создана достаточно развитая инфраструктура туризма, включающая 4 гостиницы, 3 развлекательных центров, 39 кафе и ресторанов, 2 санатория-профилактория, 7 баз отдыха.

Брендинг территории позволяет привлекать в город не только многочисленных туристов, но и инвестиции. С точки зрения инвестирования в инфраструктуру, наша территория является одной из самых привлекательных в России. Стимулирующим фактором для инвестирования служат определенные преференции для указанных видов деятельности, предусмотренные местными органами власти в рамках их компетенции.

Среда и человеческий
капитал

Мы прекрасно понимаем, что для успешного развития туристической отрасли необходимо буквально «жить» туризмом, на территории все должно быть пропитано духом туристического обслуживания. Поэтому мы сделали акцент на человека и изменение его ментальности в отношении среды обитания. В Елабуге актуализирована своя национальная идея, объединившая всех жителей города – это сохранение объектов культурного наследия. Для осуществления этого проекта используются самые разные методы: от административного ресурса (в свое время, например, заставляли все государственные и муници- пальные учреждения разместитьсв исторической части города, чтобы спасти здания- памятники) до стимулирования предпринимателей посредством льготных условий по приобретению историко-культурных объектов, полному освобождению от налогов объектов исторической части. Отдельно была разработана и внедрена программа для детей и молодежи, начиная с музейных уроков и заканчивая созданием молодежного отряда, ориентированного на работу с объектами культурного наследия. Елабужским государственным педагогическим университетом были организованы еженедельные публичные лекции по истории города. Вся эта деятельность направлена на развитие самосознания горожан, их патриотических чувств. Сегодня каждый житель может рассказать гостям города о его истории. Активная работа по развитию туризма ведется и на административном уровне. Уже год, как создан и работает

совет по туризму при главе Елабужского муниципального района, в функции которого входит координация всех структур для деятельного развития туристической отрасли. По инициативе совета по туризму разработана Программа развития туризма в Елабужском муниципальном районе до 2020 г.
Мы также стали одними из учредителей Ассоциации малых туристских городов России и являемся активными ее участниками. Лозунг ассоциации «В малые города – за большой историей» позволил нам создать очередной бренд, популяризирующий Елабугу как уездный город с богатой историей и далеко не провинциальными возможностями и взглядами.
Музеем-заповедником определены 10 туристических агентств – эксклюзивных представителей, призванных более активно привлекать туристов на нашу территорию. В качестве мотивации им предоставляются различные финансовые льготы и поощрения.
Продвижению Елабуги на туристическом рынке способствует участие в различных международных и всероссийских туристических выставках, а также разработка, изготовление и реализация сувенирной продукции. Сегодня более 250 видов изделий с символикой Елабуги стали брендовой продукцией. Как эксклюзивные авторские работы, они пользуются большим спросом у туристов.
Кроме того, мы занимаемся активной издательской деятельностью. Только за последние 6 лет было выпущено 65 наименований книг, буклетов, брошюр, наборов открыток, а также 9 фильмов, рассказывающих о вчерашнем и сегодняшнем дне Елабуги. Фильмы и сюжеты о нашем городе снимали многие известные телеканалы России.
Сейчас мы, по сути, находимся на той стадии, когда уже можем пожинать плоды своей долгой и обширной популяризаторской деятельности. Но впереди еще немало интересной работы.

Елабуга – родина династии Шишкиных. Род этот прославило имя всемирно известного русского пейзажиста, но имена его предков тоже вписаны в славную историю города. Дед художника, Василий Афанасьевич, отлил самый большой колокол для Спасского собора в Елабуге. Отец Шишкина, Иван Васильевич, избирался бургомистром Елабуги и два раза служил городским головою. Ему город обязан появлением водопровода, который Иван Васильевич провел на собственные средства, строительством зданий, появлением мельниц и спасением древней башни булгарского городища, которую он отреставрировал. Историю семьи хранит Дом-музей Шишкина. Здесь можно увидеть «Речку Сиверскую», «Жатву», «Хвойный лес», «Ананьинский могильник» и другие полотна знаменитого живописца. А потом прогуляться до берега Камы и полюбоваться на те места, которые запечатлел художник. Они сохранились в точности такими же – с вековыми соснами, ковром зеленого мха, безбрежной далью великой реки. работы.

К началу XX века Елабуга была невероятно богатым, красивым городом, где жило самое большое количество миллионеров на единицу площади. Среди 600 купцов Елабуги миллионщиками были 12. Все – представители именитых династий, таких как Гирбасовы, Ушковы, Черновы, Стахеевы. Последние были известны в то время каждому. Стахеевы монополизировали хлебный рынок Прикамья, имели свои пароходные компании, заводы, фабрики, добывали золото, нефть, выпускали акции, приобретать которые не гнушался и сам император Николай II. Благодаря богатым горожанам Елабуга стала четвертым городом в России, в котором построили водопровод, и шестым, в котором появилось электричество. Им же Елабуга обязана своим настоящим обликом. Город по сей день хранит истинный дух провинциальной России XIX века, являясь уникальным купеческим городом-музеем под открытым небом.

Елабуга – 4-й уездный город России, где был построен водопровод в XIX веке, и один из немногих, где сохранилась настоящая портомойня. Прачечную на берегу реки, переоборудованную недавно в музейный объект, проектировал сам Иван Шишкин – отец знаменитого художника, автора «Утра в сосновом лесу». А белье здесь стирала не кто иная, как поэтесса Марина Цветаева. Впрочем, даже не будь у елабужской портомойни столь звездной истории, она все равно стала бы популярной у туристов. Прекрасная сохранность помещения, колоритные манекены, склонившиеся над корытами, – здесь удивительным образом воссоздана атмосфера, дух тех далеких лет, когда стирка белья была не будничным действием, а действом, ритуалом, с множеством нюансов, правил, о которых в красках рассказывают экскурсоводы.

Print Friendly, PDF & Email

Last modified: 14.05.2012

Pin It on Pinterest