Чумовой праздник

08.02.2013 | Событие

На исходе зимы и в начале весны, когда солнце понемногу начинает прогревать застывшую землю, на Ямал приходит главный праздник коренных народов Крайнего Севера – День оленевода.

Ненцам и ханты, чьи стойбища разделены порой десятками километров заснеженной тундры, такой фестиваль очень нужен. Хотя бы раз в год кочующие люди должны собраться вместе, попить чайку, обменяться новостями, поучаствовать в соревнованиях, а главное – ощутить свою национальную общность. Для этого аборигены съезжаются на День оленевода из самых отдаленных уголков Ямальского полуострова.

Мужчины одеты в синие и зеленые малицы с теплыми капюшонами, на женщинах – длинные ягушки, расшитые пестрым орнаментом. И взрослые, и дети щеголяют в традиционной обуви – в исключительно теплых кисах, сшитых из оленьих шкур. Точно такую же одежду носили на Севере и двести, и триста лет назад. Но в остальном быт оленеводов отличается сегодня от быта их предков. Нынче почти в каждое передвижное жилище с помощью генератора подается электричество, на стойбищах есть спутниковые антенны и телевизоры, многие тундровики гоняют зимой на мощных снегоходах с японскими двигателями, а в кармане едва ли не у каждого второго аборигена лежит «навороченный» мобильный телефон, иногда даже с гламурными стразами.

Азарту гонки поддаются все: и сами олени…

Как правило, День оленевода проводится возле одного из ямальских городов, на открытом месте или на берегу реки. Тундровики ставят свои традиционные чумы, внутрь которых может заглянуть любой желающий. Расположившись на мягких оленьих шкурах, гость услышит рассказ о правилах строительства северного сборно-разборного дома. Как и в былые времена, чум и сейчас строится в виде конуса из 30–40 жердей и покрывается зимой полосами из оленьих шкур – нюками. К священному, главному шесту на крюке подвешивается чайник. Раньше под ним разводили костер, а в наши дни устанавливается печка. Настеленные на землю доски служат полом, на плетенных из ивы циновках устраивают постель.

… и будущие оленеводы

Часто на стол ставят строганину – так называемое «северное сало». Промороженную свежую рыбу нарезают тонкими стружками и подают с солью и перцем. На вкус строганина может показаться пресноватой, но она придает силы посреди бескрайнего простора. А самое вкусное блюдо – жаренная на открытом огне оленина в брусничном соусе – буквально тает во рту.

На улице женщины прицениваются к товарам, разложенным на снегу, – щупают яркую ткань, копаются в плюшевых игрушках, примеряют индийские бусы из яшмы. Мужчины участвуют в соревнованиях по национальным видам спорта. Деревянный шест втыкается в снег, на него нужно накинуть «длинную руку» – аркан, свитый из узких полос оленьей шкуры. Длину аркана каждый участник подбирает на свой вкус, метать разрешается с любого расстояния. Иногда случается, мужчина за пять минут набрасывает петлю на шест пять раз подряд, но бывает – не попадает ни разу. В этом состязании многое зависит от ветра. Стоит ему внезапно подуть – и брошенный в цель аркан смещается в сторону от цели.

Сочетание современного смартфона и традиционного костюма уже никого не удивляет

Для конкурса по перетягиванию палки особой подготовки не требуется. Скидываешь варежки, ухватываешься покрепче за деревяшку и тянешь со всей силы к себе. Соперник делает то же самое, только со своей стороны. Тот, кто два раза подряд перетягивает палку, считается победителем. Вокруг, конечно, кипят нешуточные страсти, зрители пытаются оспорить решение жюри и кричат, хоть уши затыкай. Но после окончания соревнований бывшие противники вместе с судьями и болельщиками собираются возле торговой палатки, чтобы мирно попить чай из самовара.

Самый острый и наиболее зрелищный вид северного спорта – гонки на оленьих упряжках. К этому чемпионату участники начинают готовиться за несколько месяцев. Тщательно отбирают самцов, которым предстоит бежать: оценивают состояние копыт и крепость мускулов, даже изучают родословную животных. Если у оленя предки были сильными и выносливыми, то и сам он наследует бойцовские качества. Лучшие гоночные олени – это хоры – быки-шестилетки и нетели – самки-важенки, не имевшие телят. Отобранных животных учат не подворачивать ноги, не спотыкаться и не кружиться на месте. Не дай бог это случится во время гонки. Тогда прощай не только победа, но и надежда получить заслуженную награду. Победители гонок на оленьих упряжках увозят с собой довольно дорогие призы – снегоходы, лодочные моторы, электрогенераторы.

Перетягивание палки дает ответ на главный вопрос, возникающий на любом сборище добрых молодцев: кто тут самый сильный?

Упряжки стартуют парами, длина дистанции – полтора километра. Судья машет флажком, участники на ходу запрыгивают в нарты и скрываются в туче снежной пыли. Трудно предсказать, кто окажется первым на финише. Гонщика может подвести фальстарт, или олени вместо того, чтобы двинуться вперед, запутаются в упряжи и закрутятся на одном месте. Если старт прошел нормально, рогатые хозяева тундры, на первый взгляд медлительные и неповоротливые, несутся во всю прыть, раскидывая в стороны фонтаны снега. Наездники подгоняют животных громким горловым криком и длинным шестом-хореем. Наверное, секрет счастья северного кочевника заключается в опьяняющем чувстве полета и единении с бескрайней тундрой.

Print Friendly, PDF & Email

Last modified: 08.02.2013

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest