Что наша жизнь? Планшет…

5416876922_030371b52d__optR-коды придумала в 1994 г. японская компания Denso-Wave. QR-код – это технология передачи информации с помощью зашифрованных в графическую картинку текста, ссылок и документов. Квадратик QR-код может вместить более 7 тысяч цифр, более 4 тысяч цифр и букв. Чтобы расшифровать код, пользователю достаточно иметь мобильный телефон с фотокамерой или планшетный компьютер с установленной небольшой программой, которая позволяет расшифровать изображение. И в Стране восходящего солнца новая технология приобрела поистине дикую популярность – дошло до того, что графические шифры стали вклеивать в паспорта граждан. Мода быстро перекинулась на Европу и США, где QR-коды начали активно использовать в рекламе товаров и услуг. В России же на нее обратили внимание в том числе урбанисты и власти российских городов, которые стали внедрять QR-коды в городское пространство с культурно-познавательными целями и для привлечения туристов.

Сегодня QR-коды нанесены на здания и указатели улиц в десятках крупнейших городов страны. Однако не так много городов, где QR-кодами не просто снабдили исторические здания, но и смогли предложить потенциальному туристу настоящую экскурсию, основанную на передвижении от одного зашифрованного пласта информации к другому. Например, таких, как виртуальная экскурсия по Казанскому кремлю.

Буквально каждый памятный или значительный объект в казанской крепости имеет зашифрованный код, ведущий на сайт с подробной информацией. То есть посетителям можно смело отказываться от услуг экскурсоводов и обойти достопримечательность в одиночку, а домой забрать каталог со всеми QR-кодами, чтобы еще раз прогуляться по кремлю, но уже не вставая с дивана.

Выбрать маршрут по городу скоро можно будет прямо в машине.
Выбрать маршрут по городу скоро можно будет прямо в машине.

В Томске местные активисты тоже решили не ограничиваться размещением QR-кодов на исторических объектах и добавили к технологии функционала. В частности, томские урбанисты разработали маршруты городских экскурсий, точками которых и будут QR-коды. С каждого зашифрованного квадрата турист попадает на сайт, где ему предложат на выбор несколько экскурсий. Например, «Деревянный модерн Томска» или «Томск купеческий». В зависимости от желания пользователя и выбора темы экскурсии, ему предложат оригинальный маршрут, где, фотографируя QR-коды и получая информацию об объекте на свой смартфон, он расширит свои познания о городе и его достопримечательностях.

В Петербурге туристам предлагают сходить на оригинальную, но довольно сомнительную экскурсию. В центре города в мастерской одного из питерских художников, большого поклонника мультимедийных технологий, размещена целая галерея QR-кодов, нарисованных маслом на холсте. Считав информацию с таких QR-кодов, пользователь увидит на экране своего девайса известные картины русских живописцев. Впрочем, можно предположить, что в городе, где существует Эрмитаж и Русский музей, такие экскурсии будут популярны лишь у больших оригиналов.

Инструменты крупного бизнеса

Зачастую мультимедийные проекты запускают не только городские власти, но и бизнес. Так, один из ведущих мобильных операторов недавно запустил проект «Виртуальная история» в Москве, Калининграде, Нижнем Новгороде, Краснодаре, Ярославле, Кургане, Томске, Иркутске и Владивостоке.

Фрагмент виртуального тура по ярмарке MITF 2013 в Костроме.
Фрагмент виртуального тура по ярмарке MITF 2013 в Костроме.

Проект работает на основе бесплатного сервиса Historypin для мобильных устройств. Он определяет местонахождение пользователя и предлагает ему ознакомиться со старинными фотографиями ближайших к нему исторических объектов или использовать функцию дополненной реальности – навести камеру на здание или улицу, чтобы увидеть архивное изображение поверх современного вида. Все это работает с помощью тех же QR-кодов.

Специально для осуществления этого проекта мобильный оператор приобрел права на архивные фото и выложил снимки в открытый доступ, при этом позволяя оценить возможности проекта лишь собственным абонентам.

А вот компания Google предложила услуги продвижения туристического потенциала целому региону – Костромской области. В частности, создали мобильную версию сайта kostroma.ru, активно продвигали сайт с помощью контекстной рекламы, рекламировали аккаунты региона в своих социальных сетях, увеличили количество информации о костромских достопримечательностях, отелях, организациях и учреждениях в своем картографическом сервисе. И результаты такой PR-кампании не заставили себя долго ждать.

Что зашифровано QR-«языком» на этой стене? Гениальное хокку местного поэта? А вдруг просто «здесь был Вася»?
Что зашифровано QR-«языком» на этой стене? Гениальное хокку местного поэта? А вдруг просто «здесь был Вася»?

– За первые три месяца работы проекта средняя загрузка костромских гостиниц увеличилась на 3–4%. Иногда рост туристов доходил и до 8% по сравнению с тем, что было год назад в тот же период, – сообщили «Отдыху в России» в областной администрации.

Виртуальные экскурсии

Современные технологии позволяют рядовым туристам побывать даже там, где до этого ступала нога лишь редких специалистов. Пусть это присутствие будет и виртуальным. Так, в прошлом году энтузиасты-фотографы создали виртуальный тур по знаменитой пещере Шульган-Таш, также известной как Капова пещера. Это уникальное место в одном из заповедников Башкирии, где обнаружены наскальные рисунки первобытных людей эпохи палеолита. Шесть командировок, месяц съемок, еще три месяца обработки слайдов – и туристы сегодня могут увидеть не только те места пещеры, которые доступны для туристических групп, но и закрытые для посещения залы и галереи, колодец 40-метровой глубины и многое другое. Причем в виртуальную экскурсию можно отправиться и тогда, когда физический доступ туристов в пещеру закрыт.

Расчет на новое поколение

Понятно, что новые технологии ориентированы прежде всего на новое поколение туристов – ведь старшее поколение, которое составляет значительную часть туристического потока, особенно в старинных городах Европейской части России, пользуется мобильными устройствами разве что для разговоров. И поэтому эффект от внедрения новых технологий пока что, возможно, не столь заметен.

Тем не менее стремление городских властей и активных горожан соединить городское пространство с виртуальной реальностью ради популяризации своего места жительства и создание дружелюбной среды для туристов не может не радовать.

Print Friendly

Читай журнал

Скачай №98 март-апрель PDF

Заказать журнал онлайн

Внимание!
Теперь вы можете заказать журнал по почте!
X

Pin It on Pinterest

X