Церковь из списка ЮНЕСКО на острове Кижи наполовину разобрали. Соберут ли обратно?

Знаете, сколько стоит билет на «Ракету» из Петрозаводска в Кижи? 2950 рублей! Есть еще вертолет, который стоит еще дороже и летает не каждый день. Вот, в общем-то, и все способы, которыми можно добраться до этого острова-музея. Были там? Как добирались?

Мы же добирались туда третьим способом. В Кижи у нас была остановка нашего теплохода «Солнечный город», на котором мы ходили на Соловки.
2.

Вообще, с Кижи мы чуть не пролетели. Дело в том, что встать там мы должны были еще на пути туда, но, как я уже рассказывала в своих предыдущих заметках, на Онежском озере внезапно разыгрался шторм, и мы задержались в Вытегре на целых 12 часов, а потом отправились в Сосновец и на Соловки уже без остановок.

Как обычно в таких ситуациях поступают в других круизах? Ситуация объявляется форс-мажорной, а туристам объясняется, что, увы и ах, но на Кижи мы не попадем. В общем-то, я была уверена, что именно так произойдет и в нашем случае. Мало того, мы точно так же не попадем и в Повенец с Медвежьегорском, где у нас тоже должна была быть остановка и экскурсия — уж слишком надолго мы задержались в Вытегре. Но дирекции нашего круиза я хочу объявить огромнейший респект. Каким-то чудом на обратном пути они так составили маршрут, что мы побывали повсюду, и ни одна из наших экскурсий не пропала! В общем, что могу сказать? Я сама здорово умею составлять маршруты. Но если появляется кто-то, кто делает это лучше меня, я снимаю шляпу! И тут именно такой случай. Дирекция «Солнечного города» — большие молодцы! Премию им от «Инфофлота» и много плюсов в карму! 🙂

Итак, Кижи.
3.

4.

Сразу скажу, что архитектурный музей-заповедник (или, как его можно еще назвать — музей деревянного зодчества) появился здесь в 1960 году. Но это вовсе не значит, что остров Кижи до тех пор был необжитым. Наоборот, на протяжении многих веков он, несмотря на свои маленькие размеры — всего-то 5,5 километров в длину и около полутора километров в ширину — был центром большого округа — Спасского Кижского погоста, который объединял деревни соседних островов на Онежском озере и самого Заонежского полуострова. Например, в 17 веке таких деревень было аж 130 штук. А на Кижском погосте протекала будничная жизнь большого округа. Там располагались амбары и лавки, по определенным дням проходили ярмарки, куда съезжались десятки тысяч людей. Для приезжающих даже строили специальные «дворы на приезд».
5.

Сейчас, увы, жизнь в Кижах уже совсем не та. На острове существует всего две деревеньки и 300 жителей — в основном работники музея и их семьи. Причем, такой массовый уход людей из деревень случился отнюдь не в наше время, а в советские годы, при Хрущеве, когда шла пропаганда переселения людей в города. Так и умерли все эти деревни.
6.

Но зато ансамбль Кижского погоста теперь входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, и увидеть его приезжают не только наши туристы, но и масса иностранцев. Хотя, честно признаюсь, на мой взгляд, в таком ажиотаже большую роль сыграл пиар этого места. У нас в стране есть множество других интереснейших архитектурных музеев-заповедников. Например, Тальцы под Иркутском, Малые Корелы в Архангельске, Витославлицы в Новгородской области и другие. Но они не настолько раскручены, как Кижи, народу там гораздо меньше, хотя деревянные постройки там не хуже.
7.

Но ладно, Кижи, значит. Самое интересное на острове — это, пожалуй, сам древний погост, который состоит из двух церквей — Преображенской и Покровской и колокольни. Именно они были построены именно здесь, а все остальные музейные строения перевезены из других деревень Заонежья и всей Карелии в разобранном виде и собраны здесь заново.
8.

Но уже по фото ансамбля этих церквей вы, наверняка, и сами поняли, что с одной из них, а именно с Преображенской (она слева), что-то не так. Дело в том, что эту церковь (кстати, это та самая, у которой в оригинале было 20 с чем-то деревянных главок) уже несколько лет реставрируют. Процесс назревал уже давно. Церковь построили в самом начале 18 века, и буквально через несколько лет после строительства начались проблемы. Грунт под ней оказался неоднородным, и она начала крениться на бок. Тогда ее решили выпрямить, и с противоположной стороны от крена выкопали что-то вроде подходящей по форме ямы. Но, увы, яма не спасла. В общем, несколько веков церковь падала, и к 1980-м годам, крен стал таким сильным, что ее закрыли и стали думать, что делать дальше. К 1990-м годам придумали, решили церковь переложить по бревнышку и даже купили у финнов специальный лес. Но для нашей страны начались трудные времена, финский лес сгнил, а церковь так и осталась стоять.

Новый проект реставрации вызрел только к 2005 году. Церковь условно разделили на семь ярусов, и решили реставрировать по очереди каждый из них, а начать с нижнего. Начали, если я ничего не путаю, 6 лет назад, и теперь дошли уже почти до конца. Именно поэтому церковь Преображения выглядит сейчас так необычно — как будто ее купола парят в воздухе. Говорят, закончат реставрацию к 2020 году. Кстати, по словам нашего экскурсовода, ведут реставрацию очень качественно и строго. По-другому нельзя, потому что в таком случае ЮНЕСКО исключит объект из своего списка. Например, на бревна для замены сгнивших подбирают только деревья того же возраста, из которых была срублена церковь, то есть, им по 150-200 лет.

Вот такая история. Поэтому в церковь Преображения мы не попали. Но зато побывали во второй церкви — Покровской. Ее начали строить в середине 17 века и сразу, как зимний, отапливаемый храм. Удивительно и интересно то, что сейчас эта церковь снова действующая. Правда, на службу мы не попали, но зато побывали на выступлении церковного хора. Хорошо поют!
9.

А еще мы, конечно же, заглянули в дом зажиточного крестьянина Ошевнева 1876 года постройки, который на остров Кижи привезли из деревни Ошевнево Медвежьегорского района. Это был большой дом-комплекс, в котором все жилые и технические помещения были объединены под одной крышей.
10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

А вообще, чем мне нравятся Кижи, это тем, что здесь стало очень много, если можно так выразиться, интерактива. Например, в избе крестьянина Ошевнева мы увидели, как девушка вышивала на большой деревянной раме узор. Причем, вышивка была оригинальной и местной. Узор получался двусторонним, одинаковым и из ниток всего двух цветов — белого и красного. Кстати, если кто-то не понял, то это — лев. Так в Карелии раньше их представляли, ведь живьем никогда и нигде не видели.
17.

В часовне Архангела Михаила 17-18 века мы послушали, как звучит колокольный звон.
18.

Кстати, в этой церкви обнаружились и очень интересные и красивые небеса.
19.

20.

У ветряной мельницы 1928 года постройки мы встретили косарей — двух мужчин и девушку в традиционной одежде, которые орудовали косами так, как будто всегда только этим и занимались.
21.

22.

Еще мы видели мастера, которые рубил топором из осины лемехи — «чешуйки», которыми покрыты деревянные купола. Их, как выяснилось, делают из осины, так как это мягкий и удобный материал, а главное — он почти не гниет и не портится.
23.

24.

Другой мастер из дерева вырезал игрушки.
25.

26.

Третий готовил деревянную посуду из капа — наростов на деревьях.
27.

Кузнецы в кузнице чеканили монеты.
28.

29.

Женщина плела украшения из бересты.
30.

А еще мы побывали в музее «Кижская гавань» и увидели своими глазами, как делают настоящие лодки.
31.

32.

В Кижских шхерах и Заонежье, где деревни располагались в основном по берегам рек и крупных озер, главным средством передвижения был водный транспорт. В результате там сформировались свои традиции в строительстве лодок и маленьких судов. Их было два вида: лодка-кижанка и сойма. Длина кижански составляла от 4 до 6 метров, соймы — от 8 до 13 метров. Кижанки чаще всего использовали для отправки грузов, товаров для хозяйственных нужд семьи. Соймы, благодаря своим размерам, были удобны для перевозки коммерческих грузов.

В музейчике была небольшая экспозиция лодок. Вот так, к примеру, выглядела лодка-кижанка со стационарным мотором. Такие, конечно, использовали жители местных деревень уже во второй половине 20 веке. Они в это время были наиболее распространены.
33.

А это — карельская гребная лодка-шоутовене. Такие лодки имели две пары весел и тоже широко использовались во второй половине 20 века.
34.

А вот эта лодка особенно интересна. Она называется лодка-водлозерка двухкокорная. А ее «фишка» в том, что сшивали ее самым настоящим сосновым корнем. Такие лодки использовались в деревнях на Волдозере для рыбалки, а также для перевозки людей и грузов. У этой лодки были не только весла, но и мачта с парусом. В общем, уже такое серьезное транспортное средство.
35.

Но самое интересное нас ждало в мастерской. Там работал мастер-лодочник, и когда мы пришли, он как раз делал лодку-долбленку из цельного ствола осины. Такие лодки использовались на Онеге и Ладоге еще аж с третьего тысячелетия до новой эры вплоть до наших дней. Они, конечно, были очень неустойчивыми, переворачивались часто и кардинально, но были удобны тем, что изготовить такую можно было буквально за 52 часа, а хорошему мастеру и быстрее.
36.

А еще они очень легкие. Большая шестиместная долбленка весит всего 50-60 килограммов, и унести такую запросто могут 2-3 человека. Кстати, сейчас на таких лодках проходят ежегодные гонки-регаты здесь же в акватории острова Кижи. Для участия в них мастера стараются сделать их стенки, как можно тоньше, вплоть до 5 миллиметров. Хотя обычная толщина стенок в таких лодках бывает не меньше 2-3 сантиметров, а часто и 5 сантиметров. Вот этим инструментов вымеряется толщина стенок.
37.

А с помощью тесла выдалбливается и вся лодка.
38.

Рискнули бы куда-нибудь поплыть на такой?

Вот такой была жизнь рыбаков с острова Кижи и с других окрестных островов…
39.

Данины заметки. Кто-нибудь разобрал последнее предложение? :))
40.

Ну, а мы загрузились на наш теплоход и отправились дальше — в столицу Карелии, город Петрозаводск.

Знаете, сколько стоит билет на «Ракету» из Петрозаводска в Кижи? 2950 рублей! Есть еще вертолет, который стоит еще дороже и летает не каждый день. Вот, в общем-то, и все способы, которыми можно добраться до этого острова-музея. Были там? Как добирались?

Читай журнал

Скачай №93 декабрь-февраль PDF

Заказать журнал онлайн

Внимание!
Теперь вы можете заказать журнал по почте!
X

Pin It on Pinterest

X