Бугурт, сарацин и капище ворона

15.11.2012 | Фестиваль

В известном на всю Россию городе-музее уже в третий раз прошел фестиваль исторической реконструкции «Суздаль стародавний». Окрестности города были заполнены русскими князьями и татарской конницей, боярами и батырами, воеводами, дружинниками и посадским людом, европейскими рыцарями эпох Ледового побоища, Куликовской битвы, Смутного времени. На живописном лугу раскинул шатры и поднял стяги боевой лагерь древнерусской дружины.

Было полное ощущение, что вблизи Суздаля заработала машина времени. Суровые воины при оружии и в доспехах, разбившие на поляне лагерь, смотрелись пришельцами из древних времен. Воссоздавать историю на Владимирскую землю приехали реконструкторы из полутора десятка городов: Москвы, Тулы, Тамбова, Рыбинска, Калининграда, Владимира, Новомосковска, Ивантеевки, Алексина, Зеленограда, Иванова, Саранска и других. Каждый клуб реконструировал определенную эпоху и страну, поэтому зрители увидели и русских воинов, и татар, и европейских рыцарей. Некоторые дружины даже привезли с собой своих боевых коней. А некоторые обошлись без них, но включили в свои ряды боевых холопов. Такой холоп никогда не пахал землю, был личной собственностью дворянина и выполнял функции оруженосца. Его оружие – зачастую рогатина, с которой ходили и на медведя, и на врага. У господина – сабля и дальнобойный лук. Стрелы с разными типами наконечников отличали в горячке боя по цвету оперения. На всякий случай еще и чекан – боевой топор. В ухе серьга, мужчинам полагалось носить только одну.

Перед боем врага надо хорошенько напугать

Профессиональные воины – стрельцы – появляются в России при Иване Грозном, это уже армия на зарплате с огнестрельным оружием – мушкетом, он же пищаль или самопал. За спиной у стрельца бердыш – когда кончались «патроны», этим огромным топором можно было и рубить, и даже колоть, словно копьем. И даже добить врага вторым, также острым концом древка.

Городовой казак – не тот, что на лихом коне, а часто пехотинец и пограничник. Он воевал в буквальном смысле… спустя рукава. Зимой в рукавицах оружие держать трудно, поэтому кисти рук грели в специально так сшитых длинных рукавах, в решающий момент решительно их засучивая.

Боевые холопы надежно защищали спины своих господ

Копьем – сарацину в лоб

Настоящими любимцами публики стали показавшие свое мастерство всадники, особенно молодой динноволосый «Волк», после каждого упражнения лихо вращавший то копье, то саблю над головой, – поклонницы были в восторге.

«Сарацин» – это такой тренировочный снаряд, в который нужно ударить копьем на полном скаку. И не получить «сдачи» по спине или голове привязанным к другому концу рычага на веревке грузом. Потом – в галопе! – шашкой положено рубить капустные кочаны, насаженные на штыри, – это «условные» головы супостатов. Дальше – сложнее, вместо капусты под сабельные удары идут картофелины. В итоге победил опытный «князь Владимир», а вот красавцу «Волку» частенько мешал слишком горячий конь.

Наличие тяжелого защитного доспеха вовсе не гарантировало победы

А начался фестиваль с полномасштабного сражения. В годы междоусобиц на Руси князья пользовались услугами наемников со всего света – от татар до французов, поэтому пестрый состав сражавшихся вполне соответствовал исторической правде. А их количество в масштабах прошлого вполне тянуло на определение «эпическая битва». Бой начался с того, что на мирно водивших хоровод девушек в славянских нарядах налетели вороги. Но на защиту девушек ринулись соплеменники. В итоге «наши» одолели ворогов – сражавшихся в пешем строю тевтонских рыцарей. Им не помогла даже молитва, которую они перед боем вознесли небесам под руководством облаченного в походную одежду капеллана.

Потом пришло время демонстрации индивидуальных талантов: воины на полном скаку рубили насаженные на жерди кочаны капусты; лучники демонстрировали свое мастерство, точно поражая цели; пехотинцы метали копья и бились на мечах и топорах.

Поле боя усеяно телами. Кого-то сразил вражеский воин, а кого-то просто усталость

Особенно понравились публике сражения конников с «сарацином». «Сарацин» – это Т-образное чучело, в одной «руке» которого щит, куда всаднику нужно попасть копьем на полном скаку, а к другой на цепи прикреплен груз. После удара копьем «сарацин» резко разворачивается вокруг своей оси и может чувствительно приложить зазевавшегося всадника грузом по спине.

Была устроена историческая демонстрация, в ходе которой ведущий рассказывал об особенностях вооружения и тактики ведения боя в различные эпохи.

Топор на длинной ручке страшен в ближнем бою

Завершал боевую программу «бугурт» – сражение двух войск стенка на стенку. Сражение здесь идет до победного конца – пока у противника не останется боеспособных солдат. Правила простые – упавши, нельзя снова подняться и вступить в бой. Но в горячке боя воины забывают обо всем. Поэтому даже публику попросили отойти от сражающихся подальше.

Те, кого не привлекал лязг оружия, могли послушать старинную музыку, купить безделушку у бродячего торговца или осмотреть лагерь средневекового войска – участники фестиваля жили в шатрах, сшитых по древним образцам, и даже ели из аутентичной глиняной посуды. В стороне от лагеря соорудили «капище Велеса» – внушающую уважение конструкцию с черепами и живым вороном. Желающие даже могли принести жертву покровителю мудрости и поэзии. Но обошлось без крови – жертвовали деньги. И жертвовали щедро. Две приличных размеров миски оказались доверху засыпанными купюрами и монетами.

Под занавес всегда проходит серия массовых боев до победного конца. Разделившись на два войска, рубятся, пока противник не упадет на землю, снова вставать – нельзя. Заметно, что в горячке боя бойцы забывают обо всем, поэтому публику отгоняют как можно дальше. На ноги некоторые встают не с первого раза, кое-кто утирает кровь из разбитых носов…

– Это мелочи, крупные травмы у нас бывают намного реже, чем в хоккее, – успокаивают реконструкторы. – Все-таки надежней стальных доспехов защиты нет!

Туры на исторические реконструкции

Движение исторической реконструкции возникло в Западной Европе в 80-е годы ХХ в., и очень скоро пришло в Россию. Любители истории пытались воспроизвести, реконструировать предметы одежды и обихода, оружие, доспехи отдаленной эпохи. При этом старались пользоваться теми же методами, что и в старину (наиболее «ортодоксальные» реконструкторы, к примеру, признают для исторических костюмов только ткани, изготовленные вручную на ткацком станке из спряденных вручную же нитей).

Первых реконструкторов больше всего привлекало Средневековье – наиболее романтичная и «сказочная» эпоха в восприятии современного человека. Спустя короткое время появился интерес и к другим историческим периодам (не менее, впрочем, ярким) – Древнему Риму, Возрождению, петровской эпохе, эпохе наполеоновских войн, Первой и Второй мировым войнам.

Вместе с тем расширялся интерес и в рамках одного периода: кроме «войны» стали реконструировать также и «мир» – появились музыканты, играющие старинную музыку, клубы исторических танцев – и это отдельная, очень зрелищная и любопытная часть движения исторической реконструкции.

В Европе все это приобрело очень интересную форму, которую сами европейцы называют «living history» – «живая история», – когда в туристический сезон «оживают» целые деревни, которые словно перенеслись в наш век на машине времени! Там можно познакомиться с бытом, жилищами, одеждой, укладом жизни, ремеслами и даже пищей реконструируемой эпохи. В России пока это направление не получило широкого распространения. Зато практически все это можно увидеть, услышать и попробовать на фестивалях исторической реконструкции, которые во множестве проходят в летний период по всей России.

В настоящее время в нашей стране насчитывается более сотни военно-исторических клубов, в которые можно вступить как со своей военной амуницией, так и без оной – новичкам, как правило, всегда рады помочь старые «боевые волки». Так что не бойтесь. Почувствовать себя ратником – с мечом и щитом в руках – поверьте, незабываемое ощущение!

СПРАВКА

Историческая реконструкция – довольно молодой вид хобби. В России он появился в начале 1990-х годов и сразу получил распространение в кругу людей, увлекающихся историей, романтическим духом Средневековья и искусством. В исторической реконструкции есть множество направлений, в том числе и спортивное. В России существует несколько федераций исторического фехтования. Регулярно проводятся спортивные турниры. Также существуют мероприятия государственного значения (например, реконструкция Куликовского сражения или Бородинской битвы в России или реконструкция Грюнвальдской битвы за границей). Увлеченным исторической реконструкцией интересно создание исторического комплекса, состоящего из костюма, доспехов, оружия и бытовых принадлежностей на выбранный регион и исторический период. Каждый элемент комплекса должен быть подтвержден какими-либо научными источниками (археологическими, изобразительными, письменными).

Print Friendly, PDF & Email

Last modified: 15.11.2012

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest