Журнал «Отдых в России» Выпуск №91, июнь-август 2017 года

Слово главного редактора

Подснежники уже исчезли с прилавков. Милиция завершила операцию «Первоцвет». Наконец-то наступила весна, а с ней и ощущение, что зимним каникулам скоро потребуется достойное продолжение.

Хочется рвануть куда-нибудь на юг. Или, на худой конец, на запад.

Ловишь себя на мысли, что одолевает желание сесть в кабриолет или еще лучше в карету и укатить вдаль, решительно оставив суету городской жизни.

«Карету мне, карету!». Похоже, забытый слоган из школьного курса литературы вновь обретает актуальность в наступающем сезоне. Пара рысаков, скрипучий фаэтон, ветер в лицо… Какой русский, в конце концов, не любит быстрой езды?

Греет не только весеннее солнце, но и предвкушение грядущего лета, пляжа, теплой волны. Значит, пора позаботится и том, чтобы красоты природы соответствовали красоте наших тел, порядком обмякших от череды зимних праздников и весеннего авитаминоза.

Говорят в моде опять ретро, а значит незатейливый мотив «Ах, белый пароход» вновь на вершине моего личного хит-парада. Может и в самом деле, по призыву Андрея Миронова обменять «дежурный бутерброд» на «билет на пароход»? По эксклюзивному и выгодному курсу.
Вообщем, примавера, как говорят поэтичные итальянцы, постепенно вступает в свои права. Добро пожаловать, весна!

Главный редактор «Отдыха в России»
Михаил Смирнов

Подробнее

Дороже серебра и злата

Разве не чудеса рукотворные и нерукотворные открываются нам каждый раз с новой стороны, когда мы попадаем в наши любимые старинные русские города? Ведь это не только великолепная архитектура. Это величие храмов и размах просторов, человеческая открытость и гостеприимность. Словом, все то, что
«дороже серебра и злата».

Подробнее

На ваш каприз — любой круиз

В апреле начинается навигация. И по многочисленным рекам России заскользят наполненные туристами пассажирские теплоходы. Речные круизы пользуются все большей популярностью у россиян. Постепенно возвращается интерес к отдыху на родине, а путешествие по рекам – отличный способ не только отдохнуть, но и по-лучить новые впечатления.

В прошлом номере журнал «Отдых в России» уже рассказывал о предложениях по речным круизам, подготовленных к сезону туристическими фирмами. Но очень часто у людей, желающих отправиться в плавание по реке и даже уже выбравших маршрут, возникают вопросы практического характера. И без ответа на них путешествие, чаще всего, откладывается…
Сегодня мы попробуем осветить три ключевые проблемы, которые должен для себя решить человек, собравшийся в круиз. Что выбрать, где купить и когда стоит заняться приобретением тура?

Что выбирать?

Выбор речных круизов по нашей стране весьма обширен. Крупнейшие туристические агентства каждую навигацию предлагают более 1500 круизов по большинству судоходных рек страны.
При выборе круиза нужно определиться, какой маршрут вы хотели бы посетить, из какого города вы начнете круиз и где хотели бы его закончить, а также на каком теплоходе вы хотели бы путешествовать.
В настоящий момент круизы совершаются более чем из десяти городов России и ближайшего зарубежья. Основными пунктами отправления являются Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Самара, Казань, Пермь, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Астрахань, Красноярск, Киев и другие.
Наиболее популярными круизами в европейской части являются Москва – Санкт-Петербург (от 6 до 14 дней), «Московская кругосветка» (круиз по Оке и Волге с юга Москвы на север или наоборот, 8–11 дней), круизы по Волге из Москвы, Нижнего Новгорода и других городов (от 5 до 22 дней), круизы Валаам – Кижи из Санкт-Петербурга (3–5 дней) и другие.
Практически из всех «круизных» городов совершаются поездки «выходного дня» (2–4 дня). Эти поездки позволяют интересно и познавательно провести выход-ные и пользуются стабильным спросом.
Особняком стоят популярные длительные рейсы из Москвы до Астрахани (по Волге, 18–22 дня), Перми и Уфы (Волга, Кама, Белая, 19 дней), Ростова-на-Дону (Волга и Дон, 11–22 дня). Купить путевку в такой круиз бывает непросто, поскольку такие рейсы выполняются нечасто, а желающих на эти маршруты достаточно.
Не всегда круиз начинается и заканчивается в одном и том же городе. Иногда удобнее и интереснее будет выбрать «односторонний» рейс. Программа таких круи-зов достаточно насыщена, а цена зачастую ниже – ведь такие круизы короче «двухсторонних». К тому же есть возможность провести несколько дней в городе, где на-чинается или заканчивается круиз, самостоятельно посетив интересные места и дос-топримечательности. Большой популярностью пользуются односторонние круизы на маршруте Москва – Санкт-Петербург, Москва – Ростов-на-Дону и других на-правлениях.

Теперь поговорим о теплоходах. Можно сказать, что существуют два основ-ных класса речных круизных теплоходов (по количеству палуб и степени комфортабельности). Главным фактором для выбора судна все же является комфорт, тем более что сейчас на различных судах, независимо от количества палуб (а существуют двух-, трех-, четырехпалубные суда) можно найти одинаковые по комфортабельно-сти каюты и удобства.

Количество палуб не является основным показателем в выборе судна еще и потому, что напрямую от величины судна зависит и его «проходимость». Да, большие теплоходы могут совершать речные круизы с выходом в прибрежные участки морей (что, по сути, является преимуществом), однако они не могут ходить по мелководным рекам, например, Оке или Белой – круизы по которым отличаются эксклюзивностью маршрута и красотой пейзажей.
Это всего лишь один из примеров того, что теплоход следует выбирать не «по одежке». Именно поэтому для начинающих речных туристов главным вопросом при выборе речного круиза все же должен стать вопрос «Куда я хочу поехать?».
Хотя существуют круизные «гурманы», которые только после нескольких десятков рейсов по всем возможным маршрутам начинают выбор круиза на предстоя-щую навигацию с вопроса «На каком теплоходе я хочу поехать?». Причем зачастую доходит до выбора даже не класса теплохода, а именно конкретного теплохода с конкретным названием. Маршрут при этом имеет малое значение (хотя, все-таки имеет), главное – «попробовать» новое для себя судно.

Подробнее останавливаясь на комфортабельности, хочется отметить, что все речные пассажирские теплоходы условно можно разделить на три типа: комфортабельные, модернизированные и немодернизированные. На любом теплоходе, в каждой каюте есть стандартный набор: спальные места, шкаф для одежды, стол, дальнейшее оснащение кают завит от того, к какому типу относится судно (какая степень комфортабельности).
На комфортабельном теплоходе путешественника ждут просторные каюты, в каюте, помимо стандартного набора, есть санузел, душ, туалет, кондиционер, иногда холодильник.

Чаще всего это большие четырехпалубные лайнеры, имеющие все эти достоинства еще с момента постройки. Если теплоход модернизирован (то есть на нем уже в процессе эксплуатации с помощью некоторых переделок была повышена степень комфортабельности), то большинство кают на нем также с удобствами (душ, туалет, умывальник), но остались также каюты просто с умывальниками или без них. При этом душ, туалет, умывальник обязательно есть на каждой палубе – для свободного пользования. С одной стороны, отсутствие некоторых удобств в каютах снижает их первоначальную привлекательность для клиента. Но, с другой, цены на эти каюты иногда в разы ниже, чем на каюты со всеми удобствами – даже на том же теплоходе.
Немодернизированные не предлагают такого комфорта. Каюты здесь, в лучшем случае, с умывальником, а иногда и без него. Душ, туалет и умывальник есть на каждой на палубе, как говорится, «в конце коридора». Таких теплоходов осталось очень мало, и они отличаются относительной дешевизной путевок.

Где купить?

Приобрести путевку на теплоход в нынешнее время не составляет труда. Позади остались времена, когда путевки продавались лишь в двух-трех агентствах да-же в крупных городах. Теперь у туриста есть выбор, в больших городах работают десятки агентств, которые предлагают речные круизы.
Путевку можно купить и непосредственно у оператора (фирмы, организующей круиз). Многие операторы уже давно сами продают свои путевки. Минус в данном случае в том, что оператор предлагает только «свои» круизы – то есть большого вы-бора у туриста не будет.
К тому же, если вы планируете совершить круиз из другого города, то для оплаты путевки и оформления необходимых документов придется либо самому ехать в город отправления, либо воспользоваться услугами банка и почты. В любом случае данный вариант несет в себе дополнительные трудности и затраты.
Не секрет, что многие путешественники имеют «свои» агентства, где они при-обретали туры уже не по одному разу. В таком случае вы можете обратиться за пу-тевкой в речной круиз в эту фирму. Задачей «вашего» агентства будет связаться со специализированной компанией для бронирования тура для вас. Цена, скорее всего, не будет выше – так как вознаграждение за продажу круиза «ваше» агентство получит от специализированной круизной компании.
При этом стоит учесть, что, если агентство не имело опыта продажи таких поездок, вам стоит заранее составить список вопросов и пожеланий по вашему круизу. Возможно, имеет смысл самостоятельно изучить предложения по рекламе в прессе или через интернет.

Наилучший вариант при приобретении речного круиза – обратиться в специа-лизированное агентство непосредственно в своем городе. Такие фирмы имеют большой опыт, владеют обширной базой предложений. К тому же они заинтересованы не в продвижении какого-то конкретного предложения, а в наилучшем удовлетворении именно ваших интересов.

Сотрудники такого турагентства непредвзято расскажут вам об отличиях того или иного круизного предложения и помогут с выбором. При этом не имеет значения, из какого города вы собираетесь отправиться в путешествие: все документы вы оформляете в агентстве, а оно берет на себя и расчеты с оператором, и другие формальности. Кроме того, если вы отправляетесь из другого города, вам помогут с покупкой билетов и бронированием гостиницы, если это необходимо. О цене не стоит беспокоиться – такие компании предлагают круизы по ценам операторов (работают по агентскому договору), получая от них вознаграждение за продажу путевок. Поэтому цены на круизы, скажем, из Ростова-на-Дону, будут одинаковыми – купите ли вы путевку в Москве или непосредственно в Ростове.

Когда покупать тур?

Пассажирская навигация на наших реках начинается в конце апреля и заканчивается в начале октября. Однако продажа речных круизов осуществляется практически круглый год. Еще в ноябре-декабре начинается спрос на длинные (от 10 дней) туры, а также эксклюзивные предложения. В апреле активная продажа таких рейсов еще продолжается – но мест остается все меньше.

В этом году особой популярностью пользуются рейсы «Московская круго-светка», Москва – Пермь – Уфа – Москва (Волга, Кама, Белая), Москва – Ростов-на-Дону – Москва (Волга, Дон), Москва – Астрахань – Москва (Волга, в некоторых рейсах – Ока). Как всегда, популярно направление Москва – Санкт-Петербург. Если вы собираетесь в такой круиз, стоит срочно заняться бронированием путевки.
Раннее бронирование позволяет не торопясь выбрать каюту и теплоход. И приобрести именно то, что вы хотите. Кроме того, на раннее бронирование действуют сезонные скидки, что дает возможность приобрести круиз на 10–15% дешевле.

Особняком стоят корпоративные клиенты. Если вы решили всем предприятием отметить на теплоходе профессиональный праздник или просто хотите отдохнуть в круизе коллективом, или отметить всей фирмой какое-то событие на теплоходе, поиском подходящего теплохода стоило бы заняться еще зимой. Но и сейчас это возможно – правда, стоить это будет несколько дороже. При этом вы можете использовать разные пути, например, полностью арендовать теплоход. В этом случае вы сможете даже скорректировать маршрут в соответствии с вашими пожеланиями. Но после появления расписания аренда всего судна становится очень сложным делом. Проще будет арендовать рейс по расписанию, либо выкупить блок мест в одном из круизов.
С апреля активизируется продажа рейсов «средней» продолжительности (5–7 дней). Из Москвы это, в основном, круизы до Ярославля, Плеса и других волжских городов.

Круизы «выходного дня» часто приобретают за неделю или несколько дней до рейса. При этом особой популярностью пользуются круизы, выпадающие на «расширенные» выходные – 1– 9 мая и 12 июня. Такие рейсы полностью раскупаются уже за две-три недели до начала.

… И еще раз напомним главное правило: в любом случае о выборе и брониро-вании круиза стоит позаботится заранее….

Константин Старцев

Подробнее

По столичным волнам

С началом навигации открывается весьма широкое поле для водного туризма — как для продолжительного, до 20 дней, с походом до Астрахани и обратно, так и для кратко-временных, около часа-двух, поездок на речном «трамвайчике». А вот между ними существуют, так сказать, нечто среднее — прогулки продолжительностью от нескольких часов — с выездом из Москвы на природу, например, в Бухту Радости.

Подробнее

Плаванье меж двух столиц

Отдыхать можно по-разному. Лежать, например, пластом на песчаном пляже под лучами жаркого южного солнца, изредка отвлекаясь на еду и покупку сувениров. Это приятно, но скучно. Или, наоборот, проявлять активность взбираться в горы, плыть на байдарках, ходить с рюкзаком за плечами. Можно увидеть много нового и интересного. Но устаешь при этом очень сильно…

Однако есть третий вид отдыха – удачно совмещающий преимущества, и практически лишенный недостатков как «тюленьей лежки», так и экстрима. Речь идет о круизе на теплоходе. Все бытовые заботы переложены на плечи организаторов и обслуживающего персонала. То есть можно лежать в шезлонге, лениво наблюдая за лесами, полями, городами и деревнями, проплы-вающими мимо твоего взора. А если потянуло на активность — то купаться, нырять, бегать и прыгать в местах многочисленных «зеленых» стоянок.
Поездка на теплоходе из Москвы в Санкт-Петербург и обратно по праву считается одним из самых популярных и интересных маршрутов. Великое множество туристических компаний предлагает разнообразные вариации этого маршрута – ведь это не просто беззаботное путешествие по красивейшим местам среднерусской полосы, но и возможность увидеть древние русские города.

Отправление

Итак — путевки куплены, вещи уложены, теплоход ждет на Северном речном вокзале Москвы. Желательно попасть на вокзал за пару часов до отправления – на всякий случай.
Чаще всего экскурсионную группу провожают очень даже организованно: с песнями-плясками артистов, с музыкой. И, разумеется, «Маршем прощания славянки» во время отхода теплохода от берега.
Кстати, при выборе теплохода, будьте внимательны — может получиться, что вы сядете на тот, где большинство туристов составляют иностранцы, и тогда вся развлекательная программа будет для вас непонятна, если вы, конечно, не полиглот. Чувствовать себя в родной стране иностранцем – несколько неудобно.
Первые полчаса (после заселения в каюту и определения стола в ресторане, за которым вы будете постоянно сидеть) уходит на разбор чемоданов, сумок и быстрое обживание каюты. Теплые вещи, зонт на случай непогоды, всевозможные путеводители по городам, которые предстоит посетить, бинокль, фотоаппарат или видеокамера, и всякие вещи личной гигиены – дла всего этого в каютах предусмотрены свои места. И если еще остается время – почему бы не сойти на берег и не прикупить чего-нибудь в дорогу?
После того, как теплоход отчалил, самым популярным местом становятся палубы, где туристы любуются окружающими видами. Вечерняя Москва, воды Химкинского водохранилища, канал им. Москвы – таков первона-чальный путь. Кстати, очень немногие москвичи, даже объездившие полми-ра, видели свой город с воды, с борта теплохода. Ну а гостям столицы такие виды в сто крат интереснее.
Параллельно можно ознакомится с планом палуб, чтобы не теряться, когда вас позовут в ресторан. Уж неизвестно почему, но соседи за столом чаще всего доброжелательны и любезны (может, общая атмосфера действует исключительно положительно?) – так что самое время завести новые знакомства, чтобы в приятной компании проводить досуг. Тем более, что вечером наверняка будет дискотека на верхней палубе, где все туристы могут собраться вместе. И не столько потанцевать, сколько посмотреть друг на друга и познакомиться…

В пути

Утро на теплоходе рано не начинается. Так что лежите в постели, пока на завтрак не позовут. Надо быть готовым к тому, что если вы не страстный любитель природы, то вам скоро может наскучить стояние у борта.
Между прочим, обычно на второй день проходит знакомство с экипажем и с теми, кто будет развлекать вас все время путешествия, а также экскурсии в рубку капитана, в машинное отделение и так далее. По судовому радио в течение круиза передают интересную информацию о проплываемых местах: от строительства канала имени Москвы до того, как делается воло-годское масло (ведь путь лежит и по Вологодской области).
Но как только пойдет цепь старинных городов, практически все дни будут у вас заняты экскурсиями, «зелеными стоянками», а вечера – дискотеками и судовыми мероприятиями – для скуки просто не будет времени.
Ближе к вечеру второго дня по курсу появится первый город – Углич. Тут вам предложат обзорную экскурсию по старинному русскому городу. Обязательно соглашайтесь: этот небольшой городок оказал огромное влияние на судьбу России, да и красив он.

После Углича теплоход выходит в Рыбинское водохранилище. Не откажите себе в удовольствии посетить с экскурсией город Рыбинск. Там, между прочим, самое интересное место — не музей в здании бывшей хлебной биржи с очень хорошей для провинциального музея коллекцией, а памятник… Ленину. Вся прелесть состоит в том, что Ленин стоит в теплом пальто с меховым воротником и меховой же шапке. Памятник ваял скульптор из южных республик, и потому он «подарил» вождю пролетариата самые дорогие с его точки зрения предметы.

На следующий день – Ярославль. Тут экскурсия – автобусная, с обяза-тельным посещением Кремля. Берега Ярославля считаются по праву одними из самых красивых – любоваться ими можно с борта теплохода.
Следующим утром путешествие уже будет проходить по Волго-Балтийскому водному пути. Изменится природа — она уже будет нести северный оттенок, и даже небо покажется несколько иным.

Впереди — пристань Горицы с многочисленными куполами церквей и монастырей. Обязательно съездите на автобусную экскурсиию в Кириллов, где находится Кирилло-Белозерский монастырь с толстыми стенами и мощными башнями. По площади он лишь немного уступает Московскому Кремлю.
Впрочем, можно довольствоваться осмотром Горицкого монастыря, открытого для туристов. Еще одна достопримечательность – Кижский погост. Не исключено, что вас тут встретят колокольным звоном. Здесь помимо архитектуры вы столкнетесь и с такой достопримечательностью, как акцент. Местные жители окают, и первое время это вызывает здоровый интерес.
Далее путь лежит по реке Свирь к городу Свирьстрой. Здесь, обычно, осматривают Александро-Свирский монастырь, но лучше, если день жаркий, прогуляться к пруду на окраине поселка. Этот пруд соединяется со Свирью протокой, но вода прогревается достаточно хорошо. Бывалые туристы пред-почитают купание именно в нем.
По Ладожскому озеру интересно идти в период белых ночей. Многие бывали в Питере и видели белые ночи — но на природе это выглядит совсем по-другому.
Санкт-Петербург, вторая столица, Северная Пальмира, город-дворец – как только не называют этот город. По большому счету, это и есть цель поездки. Но мало, очень мало одного или двух дней для знакомства с городом! Санкт-Питербург лучше посетить отдельно, специально. Впрочем, обзорной автобусной экскурсии вполне хватит для того, чтобы получить хотя бы общие сведения.
Далее стоит уточнить — разные туристические компании предлагают различные маршруты: где-то предполагается остановка на острове Валаам перед посещением Питера, где-то — после. Так и с другими городами: кто-то заходит в Кижи на обратном пути, кто-то по дороге в Питер. В любом вари-анте вы никак не минуете те места, о которых читаете…

Некоторые называют Валаам самым интересным местом, которое удалось посетить. Но это, говорят люди, бывавшие и в Петербурге, и в Кижах, так сказать, «пресытившиеся» — потому что многие из описанных мест заслуживают такой же высокой оценки. Но все же о Валааме стоит сказать отдельно и подробнее.
Весь остров представляет собой базальтовую глыбу — изначально землю привозили паломники: кто в заплечных мешках, а те, которые побогаче, жертвовали землю баржами. Красивейшая природа, интересная архитектура, необычная атмосфера острова придают ему некую таинственность и сказочность. Тут предлагаются несколько экскурсий, и все они проходят по живописным местам, сопровождаются интересными лекциями-рассказами об истории острова и его обитателях.

Возвращение

Обратный путь всегда кажется короче. Чтобы это впечатление поддержать, теплоходы идут назад, редко останавливаясь. И, тем не менее, можно отметить стоянки в Петрозаводске, Ирме, Мышкине.
В Петрозаводске чудесный музей «Полярная одиссея» и дивные сувенирные поделки из карельской березы, даже самый заядлый скептик вынужден признать, что такой сувенир будет отличным напоминанием о круизе. На Ирме чаще всего делают просто «зеленую стоянку». А вот в Мышкине будьте готовы к тому, что вас встретят… мыши. Не настоящие, конечно, — ряженые артисты, но весь город культивирует их образ. Здесь есть даже музей, посвященный мышам!
В чем все туристы безоговорочно сходятся, так в том, что покидать теплоход после круиза очень грустно. Множество новых знакомств, море впечатлений, горы фотографий и видеозаписей, скорее всего, вызовут почти непреодолимое желание вновь сесть на теплоход и отправиться в новый круиз.

Итоги

Обычно круизы продолжаются от 11 до 14 дней. Цены вполне приемлемы — если осмыслить весь предлагаемый комфорт, то получается, что суммы весьма и весьма реальны. По большому счету, вам с собой даже не надо брать денег – разве что на сувениры и подарки. Об остальном уже позаботились организаторы. Их, в свою очередь, достаточно много — и в конкурентной борьбе они с каждым годом улучшают качество обслуживания, предлагая все новые и новые виды развлечений на борту.
Питание по большей части зависит от мастерства поваров. Мало кто жалуется, что голодает во время круиза — чаще возвращаются, поправившись на пару-тройку килограммов. Несмотря на то, что путь географически лежит на север, у вас будет возможность загорать на верхней палубе в так называемом, солярии. Правда, тут все зависит от погоды. И, напоследок — о самом главном: навигация откроется, как сойдет лед – в конце апреля. Так что можете уже на май планировать свое путешествие!

Констатнтин Старцев

Подробнее

"Долина", чудная "Долина"

Кисловодск – удивительный город. Его границы странно эфемерны, невидимы. Вроде, идешь по центральной улице – а она неожиданно превращается в парк с терренкурами, по которым курортники степенно гуляют от инфарктов, инсультов и прочих неприятностей. Потом парк переходит в лес, потом на альпийские склоны, и вот уже на горизонте белоснежные вершины Кавказа. А город… были ли он вообще, этот город?

Из Кисловодска постоянно «выпадаешь» — стоит свернуть с оживленной улицы, и ты уже в какой-то можжевеловой роще, где вместо гула машин прохладная сонная тишина, и города не слышно, как не прислушивайся. Но вот рощица кончилась — и ты снова в Кисловодске, хотя на самом деле никуда из него не уходил…

Трудно поверить, что санаторий «Долина нарзанов» находится в самом центре Кисловодска. Еще труднее представить, что где-то совсем рядом проходит железная дорога и суетится шумный вокзал. Санаторий как бы парит над городом. А вокруг – лишь чистейший воздух, шелест листьев и голоса птиц. Таковы особенности кисловодского ландшафта…

Железнодорожная история

А начиналось все ровно 40 лет назад, в 1966 году. И надо сказать, что история создания «Долины нарзанов» не обошлась без доли лукавства. Дело в том, что просто так построить на Кавминводах новый санаторий было в советское время очень непросто. Подавляющее большинство оздоровительных учреждений входило в гигантскую систему профсоюзов. Элитные же «кремлевские» санатории простым смертным были недоступны. И для того, чтобы получить «добро» и землеотвод под строительство ведомственной здравницы, требовалось несметное количество бюрократических согласований.
Железнодорожникам было несколько проще: земля, на которой находится «Долина нарзанов», входит в зону, прилегающую к железной дороге. Эта зона всегда считалась «священной» территорией МПС, где оно, по закону, могло возводить любые постройки, составляющие инфраструктуру путей сообщения. Но как воздвигнуть на этой земле целую здравницу?

— Здесь руководство Северо-Кавказской железной дороги, можно сказать, пошло на небольшую хитрость, — признается директор «Долины Нарзанов» Мария Васильевна Иванова, стоявшая у истоков создания санатория. – На территории было возведено одно здание, которое официально называлось «общежитием для отдыха локомотивных бригад». Но понятно, что отдохнуть на водах, в непосредственной близи от нарзанных источников, мечтали не только машинисты поездов. Вскоре сюда начали приезжать работники из самых разных подразделений СКЖД, причем не только на время коротких передышек между рейсами, но и в полноценные отпуска. Так база отдыха машинистов стала полулегальным санаторием.

— И здесь уже была создана и лечебная база?

— Нет, процедуры первые наши отдыхающие проходили в городских клиниках и соседних здравницах. Это уже потом появились собственные кабинеты, а после 2000 года был построен лечебный корпус, несколько элитных дач, аквапарк, и «Долина нарзанов» обрела новую жизнь.

Справедливо будет сказать, что «Долина нарзанов» была отстроена фактически заново и оснащена по последнему слову медицинской техники. По уровню комфорта сегодня санаторий соответствует стандартам четырехзвездочного отеля.

— Я сейчас порой встречаю в «Долине нарзанов» гостей, которые отдыхали здесь еще до реконструкции и жили тогда в единственном четырехэтажном корпусе с удобствами на этаже, — продолжает свой рассказ Мария Васильевна. — И вот мне больше всего запомнились слова одной, уже пожилой, пары: «Мы побывали не просто в санатории. Мы оказались в новом веке. И теперь знаем, как будут жить и отдыхать наши потомки – как в раю». Для нас, сотрудников «Долины нарзанов», эти слова – самая высокая награда.

Люди и технологии

Впрочем, кроме высокой моральной оценки, у «Долины нарзанов» в последние годы появилось немало официальных наград — для дипломов, грамот, «Золотых Меркуриев» и других наград даже оборудован специальный стенд в главном лечебном корпусе. Например, на прошлогоднем форуме «Здравница-2005» «Долина нарзанов» была награждена золотой медалью с присвоением титула «Лучшая здравница». Рядом с этой медалью красуется крайне редкая для санаториев награда «Золотой Меркурий» — гран-при «За превосходство в коммерции».
А вот о дипломе I степени в номинации «Лучшие технологии лечения и оздоровления», подписанный главой Минсоцздрава Сергеем Зурабовым, стоит поговорить особо.
Медицинская оснащенность «Долины нарзанов» не просто впечатляет, а — поражает. Здесь есть буквально все — нарзанные и гидромассажные ванны, ингаляторий, грязелечебница, суперсовременные диагностические комплексы, спелео- и барокамеры, SPA-капсулы, кабинеты «узких» специалистов, каждый из которых – от стоматолога до окулиста – может похвастаться своей суперсовременной чудо-техникой.

Но главное достоинство санатория «Долина нарзанов» заключается целебная не сколько в возможностях современной техники, сколько в мастерстве врачей, умении этими возможностями распоряжаться. А здесь им равных найти сложно. Врачи санатория — не только великолепные практики, но и создатели новых, эксклюзивных технологий оздоровления.
— Мы сегодня по праву называем себя санаторием самого широкого профиля, — говорит заместитель директора «Долины нарзанов» по медицинской части Людмила Николаевна Назаренко. — Разработанные нашими врачами технологии позволяют успешно проводить терапию и профилактику практически любых заболеваний. Таких эксклюзивных методик сегодня более пятисот. К нам приезжают люди с болезнями сердечно-сосудистой, эндокринной, костно-мышечной, нервной систем, более того, к нам едут совершенно здоровые люди, которые хотят воспользоваться услугами качественной современной косметологии или восстановить форму с помощью SPA-процедур. Мы у себя в санатории не делаем акцента на том или ином лечебном профиле. Потому что ни одна процедура не является для нас «второстепенной».
Модное сегодня направление SPA (от латинского Sanus per Aqua – «здоровье через воду») также стала для врачей «Долины нарзанов» объектом научных разработок. На их основе созданы специальные комплексы SPA-процедур, рассчитанные на решение определенных задач – например, программа общей релаксации, программа снижения веса, коррекции фигуры и т. д. Причем врачи могут разработать для каждого отдыхающего индивидуальную программу, рассчитанную на любое количество дней.

«Четыре звезды»

Гостей «Долины нарзанов» сотрудники санатория называют только «отдыхающими». И это – неслучайно. Даже в такой, казалось бы, мелочи уже заложен психотерапевтический элемент. Здесь глубоко убеждены, что человек должен ассоциировать свое пребывание в санатории не с лечением, а именно с отдыхом.
Дело в том, что люди приезжают в санаторий добровольно, тратят свой законный отпуск, свои средства — значит, они желают отдохнуть и набраться сил. А слово «лечение» в сознании большинства ассоциируется с вынужденным отрывом от работы, болями, неудобством.
Поэтому в санатории «Долина нарзанов» человек — не «пациент», и даже не «курортник». А только «Его Величество Отдыхающий», которому нужно создать все условия для полноценного отдыха.
«Долина нарзанов» больше похожа на фешенебельный отель, чем на лечебное учреждение. Например, солидную стойку с неизменной вазой леденцов для клиентов, называть «регистратурой» просто некорректно. Только – «ресепшен».
Увиденная роскошь наводит нас на следующий вопрос:

— Чем вызвано решение перенять такой гостиничный атрибут, как «звезды»? Это маркетинг? Или желание подчеркнуть, что «Долина нарзанов» — не только санаторий?

— Сначала это, конечно, был маркетинговый ход — мы ориентировались на Европу, где все оздоровительные учреждения проходят сертификацию по гостиничным стандартам. Однако в итоге наша «звездность» сформировала имидж санатория на международных выставках. Но «звезды» определили и корпоративную культуру «Долины нарзанов», а также политику ОАО «РЖД», как владельца и инвестора, в отношении своего санатория. Стало понятно, что задан определенный уровень, ниже которого опускаться нельзя. Но поддержание этого уровня требует серьезных финансовых вложений. Мы обновили все коммуникации, трубы, кабели — и поэтому спокойно пережили январские морозы. Во всех номерах санатория установлены стеклопакеты, построена система центрального кондиционирования — в каждой комнате «фенкойл», и отдыхающие могут самостоятельно устанавливать климат. Но четыре звезды – это не только современное оснащение, но и соответствующий сервис. Мы долго думали, как организовать питание. Вроде как по статусу положен «шведский стол», но у нас ведь особый контингент отдыхающих – в основном, это люди старшего возраста. Им трудно ходить с тарелками, самим себя обслуживать. В итоге решили остановиться на смешанной форме: какая-то часть трапезы будет представлена в виде шведского стола — это фрукты, десерты, напитки, — а основные блюда будут подаваться по прежней системе, через официанта, по заказу.

— Вы говорите о европейском опыте, а приходилось ли сравнивать «вживую» «Долину нарзанов» с зарубежными здравницами?

— Конечно, мы очень пристально изучали мировой опыт, побывали и Баден-Бадене, и в Карловых варах, на других знаменитых курортах. И я с удовольствием могу сказать, что никакого серьезного отставания не увидела. Мы можем сегодня на равных конкурировать с мировыми курортами.
То, что «Долина нарзанов» уже далеко не типичная советская здравница, понимаешь, едва оказавшись на ее территории. Особенно летом, когда здесь играет всеми цветами радуги первый и единственный на Кавминводах настоящий аквапарк. Водопады, каскады, горки, джакузи, всевозможные «лягушатники» для детей, бар и разноцветные зонтики для взрослых, ночная подсветка, музыка – кажется, находишься не предгорьях Кавказа, а на черноморском побережье. Кстати, гости «Долины нарзанов» в аквапарк ходят бесплатно: путевки здесь продают по принципу «все включено»: летом – аквапарк, зимой – крытый бассейн.

Санаторий или велнесс-отель?

Сегодня в русский язык приходит много слов – особенно в той его части, которая касается отдыха «на водах». И одно из двух: либо на смену старому доброму понятию «санаторий» придут модные иностранные термины типа «SPA-отель», «парк-отель», «велнесс-отель». Либо сами санатории уйдут от жесткого режима, запаха хлорки и белых халатов персонала. И поднимутся до уровня «Долины нарзанов».

Современный санаторий в Кисловодске такого уровня – это не только медицинский центр высшей категории, но и уютные бары, рестораны, бильярдные, сауны, киноконцертные залы с плазменными и проекционными экранами, тренажерные залы, бассейн. Каждый день из санатория отъезжают экскурсии – к памятникам природы, по лермонтовским местам, в Домбай, Приэльбрусье, в винные подвалы Прасковеи – всего более сотни маршрутов.
В «Долине нарзанов» есть еще и конференц-зал, переговорные комнаты, поэтому отдыхать здесь можно без отрыва от бизнеса… Все, как в лучших отелях. С одной лишь разницей: здесь вас могут еще и вылечить. И обязательно вылечат.
Нынешний год для «Долины нарзанов» юбилейный – в апреле санаторий отметит свое 40-летие. К этому событию приурочена большая праздничная программа, на которую приглашены многие известные люди. Примут в торжествах участие руководители Кавминвод, Ставропольского края, приедут гости из Москвы – из ОАО «РЖД», других федеральных ведомств.
Столь высокое внимание к юбилею здравницы вполне понятно и оправданно. «Долина нарзанов» сегодня служит своего рода эталоном, ориентиром в развитии курортного дела. Всем понятно, что одними лишь лечебно-климатическими факторами Кавказских Минеральных Вод туристов уже не соблазнить. Зато, помножив эти факторы на соответствующий европейскому уровень сервиса, можно успешно потягаться с тем же Баден-Баденом — что подтверждает опыт здравницы железнодорожников.

… Мы приехали в «Долину нарзанов» в самый низкий, какой только можно себе представить, сезон. В холодном январе, сразу после новогодних каникул, когда утомленный длительным застольем народ потянулся на работу, чтобы поспешно латать «прожженные» праздниками финансовые дыры. Казалось бы – какое тут лечение, какой санаторий? Но тем не менее, в «Долине нарзанов» мы не чувствовали себя одинокими гостями.
Мы спросили Марию Васильевну: «А сколько человек сейчас отдыхает в санатории?

— Примерно 230, — спокойно ответила директор. – А всего мест 270. Вот вам и «низкий сезон»…

Юрий Патрин
Сергей Соловьев, Владимир Ештокин (фото)

Адрес санатория «Долина нарзанов»:
357700, Россия, Ставропольский край, г. Кисловодск, ул. Урицкого, д. 1, Тел./факс (87937) 5-38-13, тел. 6-79-71.
E-mail: dolina_plan@mail.ru

Как добраться

На поезде

Ж/д вокзала Кисловодска находится в непосредственной близости от санатория «Долина нарзанов»: можно дойти пешком за пять минут. Поезд №4 «Москва – Кисловодск» отправляется ежедневно с Казанского вокзала. Время в пути — 27 часов 12 мину. Стоимость купейного билета 3600 рублей.

На самолете

Ближайший крупный аэропорт – Минеральные воды. Расстояние из Минвод до Кисловодска – 40 км. Самые доступные тарифы по маршруту Москва-Минводы-Москва предлагает а/к «Сибирь»: 6333 рубля с учетом всех налогов и сборов. Таким образом, добраться в Кисловодск по воздуху можно не только гораздо быстрее, но и дешевле, чем на поезде.

Номерной фонд «Долины Нарзанов»

• Двухместный 2-х комнатный номер высшей категории: спутниковое ТВ, холодильник, телефон, сейф, балкон, 2 санузла, гардеробная, двуспальная кровать;
• «Люкс» — двухместный 2-х комнатный номер высшей категории: спутниковое ТВ, холодильник, телефон, балкон, ванная комната, двуспальная кровать, сейф;
• Двухместный однокомнатный номер первой категории: спутниковое ТВ, холодильник, телефон, сейф, балкон, ванная комната, 2 полутороспальные кровати;
• Одноместный 1-комнатный номер первой категории: спутниковое ТВ, холодильник, телефон, балкон, ванная комната, полутораспальная кровать, сейф;
• Трехкомнатный номер первой категории (для семьи с ребенком): спутниковое ТВ, холодильник, телефон, сейф, балкон, ванная комната, 3 полутораспальные кровати.

Подробнее

В гостях у фельдмаршала

«В 1622 году, при жизни Царя Михаила Федоровича, выехали из Швеции Ноум и Сувар, и по их челобитью приняты в Российское подданство. Имянуемые честные мужи разделились на разные поко-ления, и по Сувору стали называться Суворовы; сим и другим их по-колений за Крымские и иные походы жалованы были поместья…».

Подробнее

В поисках шайтан-камня

У нас в стране много удивительных мест. Но недавно появился туристический тур, который, пожалуй, может с полным правом претендовать на звание самого экзотического путешествия по России. Организаторы этого тура предлагают отправиться на поиски кометы, упавшей в глухой тайге. А в качестве «бонусов» обещают показать реликвию местных аборигенов – шайтан-камень.

Подробнее

«Щучий день» для мужа

«Сигнал боевой тревоги», как всегда, прозвучал внезапно 5 марта. Час на сбор вещей и снастей, еще три на закупку и заготовку провизии и насадки. Для меня это дело уже обычное, поэтому обхожусь без паники — мужу остается только «провести смотр своих войск». Слава Богу, остался доволен. И вот поезд, постукивая колесами на стыках, держит путь на Вологду, где нас ждут три дня рыбалки на озерах.

Подробнее

Ресторан «Жигули»: воспоминания с комфортом

Почему мы по десятому разу пересматриваем старые фильмы, с умилением перелистываем семейные альбомы, делаем громче звук приемника, когда слышим песни двадцатилетней давности? Просто нам становится необыкновенно хорошо, когда мы погружаемся в атмосферу нашего прошлого. Причем, прошлого без недостатков. Ресторан «Жигули» нам обещает только лучшие чувства и только приятные воспоминания.

Ностальгическое название «Жигули» – это что-то из области теплых воспоминаний, рязановских фильмов, праздничных «Голубых огоньков»… Но с сегодняшним комфортом. Пиво всегда есть, и не только «Жигулевское», а салат не только «оливье». И приготовлено все в самом лучшем виде, не по-общепитовски, из отличных продуктов. Впрочем, в «Жигули» идут не на кухню, а на атмосферу. Разве плохо въехать в юность на машине времени «копейке» и действительно вспомнить все? Ресторан и столовая «Жигули» находятся на том самом месте, где двадцать лет назад был знаменитый пивной бар с тем же названием. На входе – никакого охранника (все правильно – как раньше!), зато живая музыка 80-х. И под мотив «На недельку до второго, я уеду в Комарово» вы бодрым шагом идете выбирать столик, уносясь от привычных забот, а заодно и из XXI века.
На выбор два зала: ресторан и столовая. Столовая стилизована под общепитовскую: стоят длинные ряды столов и лавки, а с другой стороны – стойка-прилавок. Другой зал – ресторан с кожаными диванами и живой музыкой. Никакого самообслуживания. Официанты в белых рубашках всегда безупречно вежливы и корректны. Только вот строгие белые рубашки во время прямых трансляций решающих футбольных матчей сменяются красными футболками с надписью «СССР».
Подносы, чай в стакане с подстаканником, пиво в граненых кружках и меню с «винегретом», «колбасной нарезкой», «котлетами по-киевски» и са-латом «оливье» – это только малая часть того, что создает удивительную атмосферу домашнего уюта. Главное украшение и ресторана и столовой – стойка с пивными автоматами. Покупаешь жетончик в кассе и… «требуйте долива после отстоя пены». На выбор больше 20 сортов пива (темное, светлое, фильтрованное, нефильтрованное, пшеничное), в том числе и то самое «Жигулевское». О таком разнообразии в советском пивном баре можно было только мечтать! Ну и, конечно, какое же пиво без раков! Раки в «Жигулях» – это те, что сегодня и по пять! А еще вам здесь подадут непременный атрибут всех пивных посиделок прошлого – воблу. Вяленая рыбка тут просто загляденье – посетители соседних столиков непроизвольно оборачиваются на запах!
А на танцполе здесь каждый вечер самая настоящая дискотека. Именно не дансинг для клубящейся молодежи, а танцы в стиле диско, популярном в 80-е, под песни советских композиторов и ритмы зарубежной эстрады. Причем танцуют все!
Публика в Жигулях совершенно разная. От студентов, толком не пом-нящих советское время, до бизнесменов, заскучавших по своим студенческим годам. Сюда заходят и просто пообедать среди рабочего дня, и посидеть с приятелями после работы. По пятницам столик лучше заказывать заранее – бывает много народу, что и неудивительно. Где еще найти не только котлеты, водку и макароны эпохи 80-х, но и целый мир добрых воспоминаний!

Наталия Головина

Ресторан «Пивной зал «Жигули»
http://www.zhiguli.net/1.htm
119019, г.Москва, ул.Новый Арбат, д.11, стр.1
тел. 291-41-44 – заказ столика
тел/факс 291-35-21, 203-95-38, 202-46-04

Режим работы ресторана:
— воскресенье – четверг: с 10-00 до 2-00 ч.
— пятница – суббота: с 10-00 до 4-00 ч.
— живая музыка – каждый день

Подробнее

"Спутник" на новой орбите

Комплекс «Спутник» — одно из знаковых мест города-курорта Сочи. И не только потому, что знаменитый 18-этажный корпус «Высотный» встречает всех при въезде в деловой центр Сочи. С начала 60-х годов он стал известен как международный молодежный туристический центр, куда съезжались с разных уголков мира на отдых, фестивали, спортивные соревнования, слеты, встречи.

Три года назад, с приходом новой команды, началась модернизация комплекса. Сегодня «Сочинский оздоровительный комплекс «Спутник» — динамично развивающийся, современный, стильный, включает в себя окруженный парком отель европейского класса «три звезды плюс», спортивный комплекс, оборудованный уютный пляж.

В прошлом году «Спутник» отпраздновал свое 45-летие. Он заметно похорошел и обновился. Но известно, что ни одно «чудесное» превращение в жизни не обходится без труда и таланта людей. Вот об одном из этих людей, можно сказать, главном, и решили мы рассказать. Есть для этого весомая причина: в этом году, в апреле, Генеральный директор СОК «Спутник» Михаил Васильевич Дремов празднует свой 55-летний юбилей.

— Михаил Васильевич, 55 лет — это своего рода рубеж, который позволяет оглянуться, оценить свои достижения. Вам есть, чем гордиться, достаточно взглянуть на комплекс «Спутник», преобразившийся под Вашим руководством…

— Спутник занимает достаточно серьезное место в моей жизни, хотя и до этого довелось решать много важных задач. Так получилось, что моя судьба тесно связана с газодобывающей отраслью. Родители работали на газопроводе. Позже и я 14 лет проработал в Газпроме — приходилось заниматься вопросами газификации на территории Краснодарского края, в Астраханской области, в Ставрополье, в республиках Северного Кавказа.

— По пути газификации на Черноморском побережье возникали объекты туризма, отдыха, которыми можно по праву гордиться. Какие из них возведены под Вашим руководством?

— В Туапсе, в Небуге, возводил ряд объектов, в том числе пансионат «Ямал». Первый аквапарк на побережье, отель «Молния», объекты газификации Туапсинского района, энергетические объекты и так далее. И только три года назад приехал в Сочи. Меня пригласили сюда на работу в родственную организацию Газпрома – «Стройтрансгаз», который приобрел в 2002 году «Спутник».

— У Вас очень большой опыт работы на юге России. Как Вы считаете — что необходимо для дальнейшего успешного развития Черноморского побережья, и в частности, Сочи?

— Наши курорты имеют массу преимуществ: богатая история побережья, природа, наличие таких уникальных объектов, как Красная Поляна, лечебный фактор. Повышение эффективности использования этого сочетания факторов – залог успеха и развития. Нужна более продуманная политика в управлении курортным бизнесом. Развитие идет, но хотелось бы, чтобы темпы были выше. Серьезный вопрос — аэропорт: он очень нужен городу. Далее: транспортная схема движения — город начал задыхаться, природа начала задыхаться, а решение проблемы запаздывает. Острой темой остается ценообразование авиаперевозок и жд перевозок. Вы посмотрите: к лету все понимают цены, зимой «забывают» их снижать. Нужно ускорение решения этих и целого ряда других вопросов на всех уровнях: муниципалитета, краевых, в первую очередь, федеральных — потому что мы говорим об олимпиаде, о Сочи, как о сердце курортной индустрии России.

— Задолго до вступления Сочи в Олимпийскую «гонку» за проведение игр 2014 года «Спутник» провозгласил девиз: «Сочи — спортивная столица». И вы начали воплощать его в жизнь. Что сегодня сделано для того, чтобы можно было считать город столицей российского спорта?
— Мы начали с футбола, и достигли солидных результатов. В декабре принято решение Российского футбольного Союза о придании нашему центру статуса «Центр подготовки национальных сборных команд по футболу РФ». Возможность у спортсменов готовиться на юге России появилась благодаря нашему комплексу, который получил высочайшую оценку и российских, и зарубежных экс-пертов.

— Откуда эта Ваша любовь к футболу?

— Корни, наверное, с детства — как все пацаны моего возраста, гонял футбол, болел за команду «Спартак». Любой пустырь становился для нас стадионом — гоняли мяч с утра до вечера! Уровень жизни был невысокий, поэтому мы не стали мастерами спорта, но любовь к футболу осталась. И сейчас иногда играю. Ду-маю, это важно — чтобы с детства появилась любовь к спорту. Это формирует характер.

— Какие личные принципы определяют Вашу жизнь? Чему Вы учите своих детей?

— Честность, ответственность — это главное. Очень важное качество — терпимость. У нас трое дочек. В первую очередь, я учил их честности в отношениях, работоспособности, ответственности, порядочности, любви к Родине. Хочется иметь сподвижников с такими качествами. Я счастлив, что в коллектив, которым я руковожу, пришли люди с такими качествами. У нас прекрасная команда, поэтому в короткий срок удалось сделать очень многое. Я бы хотел передать спасибо тем, кто работает со мной. Спасибо городу и руководству края за прекрасное отношение, за поддержку. Сочи прекрасен, ни один город на побережье не сравнится с ним. Сочи не возможно не любить! Надо быть просто гражданином города, страны и ответственно работать.

… Читателям журнала «Отдых в России» я бы хотел передать, что мы всегда ждем их независимо от времени — и всегда постараемся сделать все воз-можное, чтобы они у нас отдохнули, получили удовольствие. И уехали с желанием вернуться к нам.

Михаил Васильевич Дремов

Генеральный директор СОК «Спутник»
Инженер-строитель. Кандидат экономических наук.

Награды: 1993, 1998г. – Почетная грамота государственного газового концерна «Газпром»
1997г. – Почетное звание «Заслуженный строитель Кубани»
1998г. – Медаль ордена РФ «За заслуги перед отечеством» II степени
1998г. – Юбилейная медаль «За вклад в развитие Кубани – 60 лет Краснодарскому краю» II степени
2001г. – Почетное звание «Почетный работник газовой промышленности» ОАО «Газпром»
2001г. — Почетное звание «Заслуженный работник ТЭКа Кубани»
2005г. — Почетное звание «Почетный гражданин туапсинского района»
2005 г. — Почетное звание «Почетный нефтегазостроитель» ОАО «Стройтрансгаз»

Подробнее

Российский Монте-Карло

Чем дольше весна дразнит нас переменами в своем характере, тем чаще начинает нам сниться он — летний залитый солнцем город на берегу ласкового моря. Сочи. А если представить себе, каким он будет лет этак через де-сять! Каким же он будет, этот город? Сочи, который всегда сочетал в себе все — и ослепительную южную красоту, и мудрость культуры, и веселый романтичный дух курортного города.

Как всегда, подсказки дает история. Кому не известно знаменитое княжество Монако, снискавшее славу «рая на земле»? Но мало кто знает, что еще 150 лет назад, по словам знатоков истории, Монако представляло собой тихое поселение, где основным занятием населения было рыболовство и сельское хозяйство. Но принц Флорестан, правивший в те времена, решил сделать княжество местом, достойным избранных — самых состоятельных и утонченных людей. Главную ставку в будущем своего княжества он сделал на казино. И не ошибся. Сегодня многие «дорогие звезды» кино и сцены, знаменитые фотомодели и спортсмены перебрались сюда на постоянное жительство. Сильные мира сего крутят романы, попадая на страницы светской хроники, проигрывают бешеные суммы в казино и предаются другим радостям жизни. Казна пополняется за счет туризма, игорного бизнеса и выпуска почтовых марок. Большое внимание уделяется экологии, бережно охраняется природа и животный мир… это мы про Монако или уже про Сочи?

Порадуем: элитная жизнь, наполненная необыкновенными эмоциями, роскошью и азартом, расцветает в российском Монте-Карло, не ожидая при-хода светлого будущего. Приглашением в этот мир может стать карта закрытого Клуба «Ривьера», расположенного в самом центре Сочи, в районе одноименного парка «Ривьера». Лучшей визитной карточкой Клуба служат припаркованные у входа роскошные автомобили гостей. Справедливости ради скажем, уровень подготовки каждого работника Клуба «Ривьера» соответствует высоким мировым стандартам обслуживания. Это значит: приветливость, незаметность, профессионализм.
А если характеризовать само заведение – это безопасность, стиль, высокий уровень, конфиденциальность. Случайных посетителей здесь не бывает. Обычно гости узнают о Клубе по отзывам своих знакомых, получают приглашение на светских вечерах, в дорогих ресторанах и элитных отелях. Все внушает уважение: интерьер, призовой фонд, выигрыши. Клубная карта приглашает посетить шведский стол, а Золотая карта дает возможность ощутить себя истинным хозяином этой бурлящей и азартной жизни…

… Город – праздник, роскошный и интригующий, город-мечта. Этот Сочи уже существует…

Подробнее

Парад карет

… Однажды Владимир Путин во время народных гуляний в Коломенском прокатился с немецким канцлером Герхардом Шредером в санях. И повторилась история с теннисными ракетками, кимоно и горными лыжами — ручеек бизнесменов постепенно потянулся на шорно-экипажные фабрики и к редким специалистам – заказывать средства передвижения на конной тяге.

Подробнее

Деликатесы Великого Поста

После сытной и шумной Масленицы наступает время Великого поста. Длится он семь недель, в этом году – с 6 марта по 23 апреля. Для верующих людей это время подготовки к самому большому и светлому празднику православного мира – Святой Пасхе. И традиционно время воздержания от разного рода удовольствий и, прежде всего, гастрономических.

Соблюдение поста по всем правилам – это настоящий духовный и телесный подвиг. Но не все семь недель придется жить по всей строгости закона. Ведь Великий пост делится на несколько периодов (Четыредесятница, Лазарева суббота, вход Господень в Иерусалим и Страстная неделя), и для каждого предусмотрено свое меню. Скажем, самыми строгими в гастрономическом плане являются первые четыре дня Великого поста и последняя неделя. Отдельно церковь выделяет Великую Пятницу – канун Пасхи. В этот день вообще нельзя есть. В остальное время по понедельникам, средам и пятницам разрешается «сухоядение», то есть можно пить воду, компоты, есть хлеб, фрукты, овощи, но в сыром, неприготовленном виде. А вот по вторникам и четвергам вполне можно себе позволить нормальную горячую еду, правда, без масла. Кстати, выходные и в пост остаются выходными – в субботу и воскресенье разрешается готовить на растительном масле.

Любому человеку, решившему начать соблюдать Великий пост, следует помнить, что иногда отказ от некоторых продуктов может привести к серьезным проблемам со здоровьем. Но если и физически, и духовно вы готовы поститься, как положено, все сорок девять дней, но окружающие смотрят на вас с сочувствием: «Столько времени на одной картошке да макаронах сидеть?!» – это не повод, чтобы отказываться от принятого решения. На самом деле большинство даже не может себе представить, как много существует разнообразных рецептов постных блюд! Поверьте, питаться одними сухими корочками вам точно не придется. Ведь цель соблюдения Великого поста состоит не в том, чтобы заработать гастрит, а в том, чтобы очистить себя и духовно, и физически.

Чем же питаться во время поста? Самыми желанными гостями на вашем столе, конечно же, должны стать фрукты и овощи, причем не только свежие, но и вареные и тушеные. И не только традиционные картошка и капуста, но и кабачки, перец, кукуруза, зеленый горошек, тыква, баклажаны, огурцы, помидоры… Из них можно варить чудесные легкие овощные супы с рисом или любой другой крупой – какая нравится. И вообще, пост – самое время для ваших кулинарных фантазий – умеренных, разумеется.

Не стоит забывать в это время про каши. Их можно есть сколько угодно, но с одним условием: варить только на воде и без масла. Зато имеется длинный список продуктов, с которыми можно экспериментировать. Добавьте в кашу изюм, орехи, грибы или морковь и, может быть, вам так даже больше понравится. Не запрещается есть хлеб и булочки, а в нестрогие постные дни на стол можно поставить рыбу. Не стоит только «злоупотреблять» пряностями, острой, соленой, кислой, сладкой пищей. Да и от жареного лучше отказаться – отдайте предпочтение вареным блюдам и приготовленным на гриле.
Общеизвестно, что во время Великого поста не разрешается есть мясо, придется отказаться от птицы, яиц, молока и всевозможных молочных продуктов – то есть сливочного масла, сметаны, творога, кефира, сыра, йогуртов и прочего. Придется отказаться и от блюд, куда эти продукты входят в качестве компонентов, например, майонеза, в составе которого есть яичный желток.
Многие утверждают, что, отказываясь от привычного меню, человек лишает свой организм необходимого количества белка. Но ведь растительный белок есть, скажем, в грибах, баклажанах, в бобовых и сое. Кстати, диетологи уверяют, что соевый белок по своему составу и биологической ценности является равноценным заменителем белка мяса и рыбы. Пусть вас не страшит и отказ от кисломолочных продуктов. Такой запрет на период поста не только не вреден, но и, напротив, полезен. Согласно некоторым исследованиям, молоко как продукт, самой природой предназначенный для детского питания, не очень-то хорошо усваивается организмом взрослых людей. Так что жалеть не о чем. Все, в чем вы себе отказываете, вам, на самом деле, просто не нужно.

Важно еще вот что: после окончания поста к обычному питанию надо переходить постепенно и ни в коем случае не набрасываться сразу на жирное мясо, копченую колбасу, омлеты и салаты из щупальцев осьминога. Это может плохо кончиться для здоровья. Постепенно, день ото дня, возвращайте в свое меню небольшое количество продуктов животного происхождения, понемногу начинайте вновь открывать для себя всевозможные сорта сыра, творога, колбас.
Итак, если вам удастся преодолеть себя и продержаться эти семь недель, вы непременно почувствуете себя гораздо легче, и об этом вам расскажут не только весы. Пост это, в первую очередь, духовное очищение. А.мы вам дали всего лишь несколько кулинарных советов, чтобы жизнь по правилам не показалась вам такой уж безрадостной.

Рецепты:

Закуски: Свекла в сладком маринаде
Вам понадобится: 500 г свеклы, 1 стакан воды,1–2ст ложки сахарного песка, 1 ч. ложка тмина, .3 ст. ложки столового уксуса.
Небольшую свеклу сварить неочищенной, остудить, снять кожицу, нарезать ломтиками. Вскипятить воду с сахаром и тмином, добавить уксус, лимонную кислоту или лимонный сок, остудить и залить этим сиропом свеклу. Выдержать 1-2 дня перед подачей.

Суп из гречневой крупы

Вам понадобится: 3 л воды, 4 картофелины, 1 морковь, 1 луковица, 1 стакан гречневой крупы, зелень, соль.
В кипящую воду опустить подготовленный нарезанный картофель, через 10 минут добавить промытую гречневую крупу, морковь, натертую на крупной терке, лук, сушеную или свежую зелень и коренья, соль. Варить еще 20 минут.

Рис по-монастырски

Вам понадобится:2 стакана риса, 4 стакана воды, 2 головки репчатого лука, 2 ст. ложки растительного масла , 2 моркови, 1 ст. ложка томатной пасты или томатного соуса, сушеная зелень сельдерея, укропа, перец черный молотый и соль.
Рис тщательно промыть, залить кипящей водой, варить 10 минут, откинуть на дуршлаг. В глубокой сковородке обжарить в растительном масле мелко нарезанный репчатый лук до золотистого цвета, добавить отваренную натертую на крупной терке морковь и томат, перемешать. Присоединить рис, приправить по вкусу пряной зеленью, перцем и солью. Подавать блюдо горячим.

Морс из лимона

Вам понадобится: 1–2 лимона, 1 л воды, 1–3 стакана сахара.
Отжать сок из лимона. Воду вскипятить вместе с сахаром и тонко срезанной лимонной цедрой (только ее желтая часть!). К остывшей воде добавить лимонный сок, при желании немного жженого сахара, что придаст напитку красивый цвет. На стол можно подавать с ломтиками лимона.

Печенье постное

Вам понадобится: 6 стаканов муки, 2 стакана крахмала, 1–1,5 стакана растительного масла, 1 ч. ложка соды, соль и лимонная кислота, 1,5 стакана воды, 2 стакана сахара.
Муку растереть с крахмалом и растительным маслом до образования клейкой массы. Соду погасить лимонной кислотой или уксусом, добавить немного соли и ввести в тесто, размешать, добавить воду, сахар. Тесто не должно получиться крутым. Раскатать, нарезать ромбиками и выпекать 15 минут.

Оксана Гаража

Подробнее

Куда поехать в апреле

Если Вы поклонник активного отдыха, рекомендуем с мая по октябрь посетить горный курорт Хаджох (первый заезд на майские праздники), примыкающий к границам города-курорта Сочи. Хаджох – ближайшие к Москве высокие горы. Здесь открылся один из первых маршрутов России через горы к морю – бывший 30-й Всесоюзный, по которому с не меньшим энтузиазмом отправляются и сегодняшние туристы.

Подробнее

Читай журнал

Скачай №91 июнь-август PDF

Заказать журнал онлайн

Внимание!
Теперь вы можете заказать журнал по почте!
X

Pin It on Pinterest

X