ЭКСПОНАТЫ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ВО МНОГИХ ГОРОДАХ РОССИИ. НО ЛУЧШЕ ВСЕГО ОЗНАКОМИТЬСЯ С ИСТОРИЕЙ И СЕГОДНЯШНИМ ДНЕМ ДРЕВНЕГО ПРОМЫСЛА НА ЕГО РОДИНЕ – В ГОРОДЕ КИРОВЕ. НЕСКОЛЬКО ЛЕТ НАЗАД ЗДЕСЬ БЫЛ СОЗДАН МУЗЕЙ «ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА».
Нашим дамам худеть воспрещается! Дымковские барышни должны быть округлыми, дородными, румяными… Они олицетворяют традиционный русский крестьянский идеал красоты», – говорит директор музея «Дымковская игрушка», искусствовед Надежда Менчикова.
Слова Надежды Николаевны относятся, разумеется, не к внешнему виду мастериц дымковской игрушки, а к их творениям – женским фигуркам, созданным из глины. В пятиэтажном доме помимо музея находятся мастерские художниц и художественный салон-магазин.
Глиняные игрушки получили обозначение «дымковские» по названию слободы Дымково, где в XVI веке зародился этот промысел. Ныне Дымково является частью Кирова, а до середины прошлого столетия оно было деревенским предместьем города.
С давних времен изготовлением игрушек занимались исключительно женщины. Мужчины-гончары лепили посуду и горшки, а их жены и дочери из остатков глины стали делать игрушки. Позже игрушки перестали быть только детской забавой – их стали использовать для украшения крестьянских изб.
Фигурки, которые лепили местные искусницы, с успехом продавались на губернских ярмарках… Но в конце XIX века спрос на продукцию стал резко падать. Виной тому – промышленное производство игрушек и интерьера. В этой ситуации почти все мастерицы ушли из промысла, исключение составила только Анна Мерзина (1853–1938), которая не могла представить свою жизнь без создания глиняной миниатюры.
Возрождение дымковского промысла связано с именем вятского художника Алексея Деньшина (1893–1948). Он подружился с Мерзиной, записывал ее рассказы о традиционных приемах лепки и росписи. Деньшин подготовил несколько художественных альбомов, посвященных дымковской игрушке, благодаря чему древним вятским промыслом заинтересовались чиновники Министерства культуры и искусствоведы.
В 1934 году Анне Мерзиной была назначена персональная пенсия, ее работы стали принимать участие в художественных выставках в различных городах СССР. В промысел вернулись и другие мастерицы. А в Кирове началось обучение старому гончарному ремеслу.
…В двух залах музея находится около 1000 экспонатов. Сюжеты очень разнообразны. Из глины лепят курочек и индюков… Мастерицы с удовольствием создают женские крестьянские образы: доярок с коровами, свинарок, птичниц… Также представлены лихие наездницы на резвых конях. Одна из любимых композиций – «Свидание». Кавалеры приходят на него с гармошками и букетами цветов…
Жители и гости Кирова могут не только посетить музей, но и встретиться с мастерицами дымковского промысла и попытаться самим вылепить глиняные фигурки. Впрочем, для этого лучше сходить на несколько мастер-классов. Такую возможность музей также предоставляет.
Процесс производства дымковской игрушки практически не претерпел изменений на протяжении столетий. Правда, раньше гончары сами добывали себе глину, а теперь ее можно купить. Сначала глину необходимо подготовить к работе. Мастерицы месят ее, как тесто, добавляют воды. Когда глина готова, можно приступать к лепке. Все детали игрушки создают отдельно, а потом соединяют. Например, чтобы получилась птица, необходимо поочередно вылепить туловище, крылья, хвост, лапки.
Когда фигурка готова, она должна высохнуть. Небольшие фигурки высыхают за день-два, более крупным требуется больше недели. В процессе сушки могут перекоситься какие-то детали, и мастерицы следят за фигурками и вовремя устраняют проблемы. После сушки фигурки обжигают. В настоящее время используются современные электрические печи, в которых при температуре 850 градусов глиняное изделие «томится» в течение шести часов. А после обжига игрушку вручную белят меловым грунтом.
Только потом начинается роспись. Для произведений вятских мастериц характерно использование сравнительно простого, но выразительного орнамента. Основные цвета: синий, желтый, красный, зеленый, оранжевый. Черный цвет применяется только для обозначения деталей. Причем здесь нет никаких шаблонов: игрушки почти никогда не повторяются!
Нина Петровна Борнякова – одна из наиболее успешных мастериц. Регулярно проходят ее персональные выставки. Недавно художница завершила серию работ, посвященную популярной телевизионной передаче «Играй, гармонь!». Нина Петровна изобразила гармонистов всех возрастов: от маленьких детей до стариков. Герои ее работ играют на гармошке, сидя на завалинке, во время езды на санях и даже верхом на лошади.
Мастерица любит изображать своих героев за чаепитием, во время прогулок на лодке, за рукоделием… Она с удовольствием создает многофигурные композиции с внутренним интерьером крестьянской избы. Неоднократно изображала веселые карусели, стремительные русские тройки. «Мне хочется, чтобы в моих композициях ощущалась радость жизни!» – говорит Нина Петровна.
Когда мы прощались, директор музея Надежда Менчикова обратила внимание на еще одну характерную особенность дымковской игрушки: у всех фигурок людей – открытые, добродушные и немного удивленные лица. Этот эффект достигается благодаря дугообразным бровям, а также изображению рта в виде точки. Дымковская игрушка несет в наши квартиры доброту и гармонию. Она становится не только украшением, но и своеобразным «оберегом» дома.
Дорожная Карта
Как добраться
Музей «Дымковская игрушка» располагается по адресу: г. Киров, ул. Свободы, д. 67. Режим работы: с 10.00 до 18.00. Понедельник, вторник – выходные дни. Стоимость билетов – 50 рублей для взрослых, 30 – для пенсионеров и студентов, 20 – для школьников. Проведение мастер-классов оплачивается дополнительно.