«В целом жители России достаточно миролюбивы и дружелюбны. В большинстве регионов страны заезжему человеку всегда помогут. При наличии в данной местности достопримечательностей настоятельно будут объяснять, как к ним пройти» – так пишет Википедия в статье «Туризм в России».
Много веков назад европейские и американские «путеводители», как мы знаем из учебников по истории, примерно таким же образом рассказывали о загадочной стране, где «по улицам ходят медведи».
Не будем себя обманывать, матушка-Русь по-прежнему представляет собой загадку для иноземцев. По-прежнему туристическая поездка к нам является экстремальной для «заезжего человека».
Театр, как известно, начинается с вешалки. Чужая страна для иностранца – с аэропорта, туалета в зале прилета, тележки для багажа и такси в гостиницу. А теперь поставьте себя на месте иностранца, решившего отправиться в путешествие по России, так сказать, «дикарем», без группы, – как он прилетает в «Домодедово», пробует найти свободную багажную тележку, пытается отыскать место стоянки такси и «по счетчику» доехать на «машине с шашечками» до забронированного отеля…
Те, кто путешествует по миру, согласятся: в любой африканской стране «туристическая цивилизация» более совершенна, чем в «Домодедово».
И это в нашей столице. А что происходит в регионах? В том же Крыму? В Самаре до сих пор вспоминают случай, как заключивший контракт с местной футбольной командой известный иностранный форвард, прилетев в аэропорт «Курумоч», посетил в зале прилета туалет и, выйдя оттуда, тут же направился в кассы, чтобы купить билет на ближайший обратный рейс, наотрез отказавшись следовать дальше.
«Да, у нас есть какие-то элементы индустрии туризма, но отлаженной индустрии, проверенной, надежной и понятной иностранцу – нет, – констатирует единственный россиянин (!) среди генеральных менеджеров пятизвездочных отелей Москвы Константин Горяинов. – Индустрия – это Турция или Египет. Как только садишься в самолет, начинает работать система: трансфер в отель, питание, экскурсии, размещение. А у нас? Давайте честно: кто вот так, за свои деньги, поедет, например, в Иркутск? Ну, конечно, если нужно прямо себя встряхнуть, получить адреналин и потом всем об этом рассказать, ну, наверное, да. Но вот так, положа руку на сердце, 9 из 10 не поедут. Не потому, что в Иркутске нечего смотреть, а потому, что, во-первых, самолет очень дорого стоит, потом трансфер. А кстати, какой там трансфер? Непонятно! Гостиница? Кто знает, какая там гостиница. Безопасно ли там? Тоже вопрос…»
Известное выражение «что русскому хорошо, то немцу – смерть» уже не работает в индустрии туризма. За последнюю четверть века слишком многие из нас побывали там, в Европах, и узнали, что такое «карошо».
Вместо того чтобы бодро рассуждать, сколько миллионов туристов Россия примет в 2016-м, давайте как в театре: начнем с вешалки…