Начнем с того, что городу более тысячи лет, упоминается он еще в «Повести временных лет». Первый каменный собор здесь заложили в 1161 году при князе Андрее Боголюбском. А в XIV–XV веках здесь чеканили собственную монету. Потом пришли татаро-монголы, и город пал, так как никогда не был крепостью, а скорее – созвездием православных храмов.
В Смутное время город подвергся беспримерному разорению и обветшанию. И только к тридцатым годам XVII века был отстроен заново. Вокруг него была даже по приказу царя Михаила Федоровича возведена земляная крепость. А уже к 90-м годам благодаря митрополиту Ионе Сысоевичу в городе построили новый Архиерейский дом – он же Ростовский кремль.
Но Великий Ростов в древности был не только центром религиозной жизни, а еще и важным купеческим городом. Через него шли сухопутные и водные пути от Москвы на Архангельск и Вологду. Ежегодная торговая ярмарка, третья по величине в России, просуществовала здесь вплоть до середины XIX века. А ярмарки в прошлом играли такую же роль в развитии страны, как современные товарно-сырьевые биржи. Попутно в городе зарождались ремесла и собственное производство – например, финифть. Кстати, этот знаменитый промысел существует и по сей день. Есть даже музей росписи по эмали, советую заглянуть!
Советскую власть Ростов принял покорно. Буржуазия и купцы город покинули, а сам он постепенно утратил свое значение и сакральность, превратившись в типичный советский городок. И только после Великой Отечественной вошел в Золотое кольцо, превратившись в национальный туристический объект. Возможно, и будущий подъем Ростова Великого связан именно с развитием туризма.
А еще здесь снимали знаменитую сцену из фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Помните эпизод, когда за Жоржем Милославским и «Иваном Грозным» по крыше кремлевского перехода бегут стрельцы? Когда Милославский так смешно кричит «стоп» и подпрыгивает на месте, а стрельцы, понятное дело, прыгают с крыши по-настоящему? Кстати, крыша эта в Ростове сохранилась – в комплексе зданий местного кремля.
В центре города и по сей день стоят дома и купеческие усадьбы XIX века. Там же указывает путь в светлое будущее и покрытый сусальной медью дедушка Ленин. Вот так на небольшом пятачке умещаются духовные скрепы в виде символов православия и одного из его хулителей. Но согласитесь, что таких «странностей» в качестве исторического наследия нам досталось немало.