Анатолий Луцык: Сочи – это не только Олимпиада

Анатолий Луцык – нетипичный руководитель законодательного органа курортной столицы России. Он никогда не был чиновником. Всю жизнь занимался хозяйственной деятельностью и до избрания председателем Городского собрания Сочи работал директором одной из лучших здравниц черноморского побережья. И его взгляд на проблемы развития города отличается от привычных стандартов.

 

-Анатолий Николаевич, одной из задач, которая, по вашему мнению, требует первоочередного решения, является разработка стратегии развития Сочи аж на 20 лет вперед. Зачем понадобилось забегать так далеко? И разве недостаточно генерального плана города, который наконец-то появился у Сочи?

– К сожалению, с генпланом мы опоздали лет этак на десять. Как результат мы имеем де-факто хаотичную застройку города. Да, сегодня при помощи госкорпорации «Олимпстрой» генеральный план принят, но он не конкретизирован, и бизнесу по-прежнему не понятны правила игры. В этих условиях сложно привлечь внебюджетные источники финансирования, которые нужны Сочи как воздух. Только за счет инвесторов мы сможем полноценно развивать инфраструктуру курорта – это известная общемировая практика. Вот почему, на мой взгляд, так важно под основополагающий градостроительный документ создать соответствующую экономическую программу с детальной планировкой по каждому из четырех районов Сочи с перспективой на 20 лет вперед. Любой потенциальный инвестор должен иметь возможность зайти на сайт администрации города и увидеть детальный, своего рода «инвестиционный проект» на схеме генерального плана города. Из этого основополагающего документа должно быть понятно назначение территорий города, какие объекты подлежат сносу и что на их месте можно построить, каковы максимальные этажность и площадь новых зданий, каково состояние коммуникаций и что необходимо сделать для совершенствования инфраструктуры в этом районе.

 

– Стратегия развития Сочи предусматривает принципиально новый подход прежде всего к градостроительству?

– Несомненно! Благодаря средствам, выделяемым федеральными и краевыми органами власти, ведется строительство спортивных объектов в Красной Поляне и Имеретинской низменности, железной дороги, соединяющей побережье с горной частью. Строятся автомобильные дороги и развязки, инженерные сети, благоустраиваются парки и скверы. Ни один другой город нашей страны не получает таких солидных бюджетных вливаний. Сочи должен благодарить руководство страны и края за помощь.

Но получается, что часть городских территорий развивается ускоренными темпами, а другая часть явно отстает. И новая стратегия должна дать импульс преобразованию территорий, непосредственно не прилегающих к олимпийским объектам. Это может быть сделано за счет частных инвестиций.

Город нуждается в концептуальной перестройке, в разделении делового, развлекательного, реабилитационного центров и спальных районов. Это должны быть отдельные зоны с соответствующей инфраструктурой. Торгово-развлекательные – магазины, кинотеатры; санаторно-курортные – санатории, пансионаты; спальные – жилые дома, школы, поликлиники и т. д. Раньше в Сочи отдыхали в основном ради оздоровления и профилактики заболеваний. Эту традицию необходимо возродить. Но надо быть готовыми и к вызовам нового времени, которое ставит перед нами иные задачи. Отдыхающего сегодня интересует не только лечение, но и развлечения, шопинг, спорт. Соответственно мы должны все это гостям предоставить и использовать потенциальные возможности города-курорта для круглогодичного привлечения туристов.

 

– А в этом направлении уже что-то сделано?

– Конечно! Сохранен для жителей и гостей курорта концертный зал «Фестивальный» – во многом благодаря главе города Анатолию Пахомову, возрождена прекрасная парковая зона напротив железнодорожного вокзала, строятся терренкуры здоровья, развивается сеть питьевых бюветов, доступных для горожан и гостей курорта, упразднена стихийная торговля в центре города на торговой галерее. Почти все эти вопросы планировались, но не решались годами, и только нынешний глава города проявил настойчивость и добился положительных результатов.

Но это только начало. В продолжение нужно развивать районы нашего города по направлениям: Лазаревский – для молодежного туризма и активного отдыха; Центральный – торгово-развлекательный и деловой центр; Хостинский – санаторно-курортный; Адлерский – район для отдыха, развлечений и спорта; спальные районы вывести за пределы деловой активности и развлечений.

– В последнее время много говорится о создании в С очи так называемых зон международного гостеприимства. Не могли бы вы рассказать об этом поподробнее?

– В городе, принимающем Олимпиаду, все здания и окружающий ландшафт должны быть приведены в соответствие с единым архитектурным обликом и зелеными стандартами. Поэтому в Сочи определены зоны особого градостроительного и архитектурного контроля – зоны международного гостеприимства. Именно эти районы города будут наиболее посещаемы гостями и участниками Олимпийских игр, поэтому здесь прилагаются наибольшие усилия, направленные на создание уникального архитектурного стиля домов, озеленение и благоустройство территории. В такие зоны попадают и частные домовладения. Для того чтобы затраты на ремонт не были слишком обременительны для жителей города, такие расходы могут быть осуществлены собственниками за счет долгосрочных банковских кредитов, а муниципалитет, в свою очередь, оплачивает часть кредита либо компенсирует большую часть кредитной ставки.

Но создание таких зон абсолютно не означает, что другие районы города лишены поддержки и возможности развиваться. Все они развиваются комплексно. Должен сказать, что федеральные и краевые власти сейчас буквально реанимируют транспортную инфраструктуру города, создают современную спортивную базу, возводят новые системы электро-, водои газоснабжения. Ведется также ремонт многоквартирных жилых домов, прилегающих территорий вместе с коммунальной инфраструктурой.

– Ну, федеральные источники – само собой. А что же местный бюджет? За счет чего сегодня пополняется его доходная часть?

– Основное пополнение городской казны – это процентная составляющая от таких налогов, как НДФЛ, земельный и транспортный налоги, ЕНВД, а также арендная плата за землю и за пользование муниципальным имуществом. Поэтому в муниципалитете не должно быть земель, по которым затягивается процесс оформления документов и соответственно годами не взимаются налоги. Не должно быть и неэффективно используемого муниципального имущества. Мы должны полностью исключить практику, когда земельные участки, выделенные под строительство объектов льготной категории, используются не по назначению. И здесь явно назрела необходимость изменения законодательства, которое обяжет землевладельца или арендатора в течение 5 лет с момента получения участка предоставить рабочий проект и начать инвестировать в строительство. В противном случае он должен будет платить ежегодно увеличивающиеся штрафы за использование земли не по назначению и, возможно, даже лишится ее с последующим возмещением компенсации городу.

Именно с такой законодательной инициативой Городское собрание Сочи намерено выйти в Законодательное собрание Краснодарского края с тем, чтобы затем наши предложения были рассмотрены и в Государственной думе. Я уверен, что эта инициатива будет поддержана на краевом и федеральном уровнях.

Также необходимо создать единую электронную систему учета земельных участков, с которой могли бы работать и администрация города, и кадастровая служба, и налоговая инспекция.

В Сочи много федеральных учреждений, прежде всего санаториев, которые согласно федеральному законодательству освобождены от налогов на землю. От общего количества санаториев, работающих в зимний период, ведомственные учреждения составляют 48 %. Следовательно, мы имеем территории, которые не приносят прибыли в городской бюджет. Решать эти вопросы тяжело, но надо.

Не менее важно навести четкий порядок в области сбора налогов со всех, кто оказывает услуги курортникам. Сейчас общее количество мест размещения в частных мини-гостиницах Сочи приравнивается к количеству мест в здравницах. При этом налогов частники платят лишь 4 % общей суммы платежей курортной сферы. Я бы предложил частные гостиницы с малой емкостью номеров классифицировать по отдельной категории и взимать с них фиксированные налоговые платежи. И тогда поступления в городской бюджет стали бы куда более ощутимыми.

– Успешное развитие частно-государственного партнерства, как известно, предполагает создание экономически выгодных условий, прежде всего для малого и среднего бизнеса. Как с этим обстоят дела в Сочи?

– Разумеется, мы работаем в этом направлении. Санаторно-курортный, ресторанный, экскурсионный, торговый, гостиничный виды бизнеса уже в ближайшее время призваны обеспечить рывок в развитии индустрии гостеприимства. Но для успешного развития экономики города нам нужна будет поддержка краевых и федеральных органов власти.

Необходимо уделить пристальное внимание восстановлению санаторно-курортной отрасли Сочи. Ведь за последние 15 лет в городе не было построено ни одного нового современного санаторного комплекса (за исключением отелей и гостиниц в Красной Поляне). Строились индивидуальные и многоэтажные жилые дома, которые не способствовали притоку отдыхающих. И одной из причин этого является низкая экономическая рентабельность курортной отрасли. Инвесторы вкладывают средства в те проекты, которые приносят больше прибыли. При строительстве санатория срок окупаемости составит 15–17 лет, при этом придется начать платить, например, налог на имущество уже с первого года работы. И инвесторам выгоднее строить многоэтажные дома, продавать жилье уже на стадии строительства и за год-два окупать свои затраты и получать прибыль. Но для курортного города такое развитие неприемлемо. Надо переломить ситуацию, необходимо минимизировать для новых санаторных комплексов налоговые выплаты, которые не связаны с финансовыми итогами текущей деятельности, до момента окупаемости затрат на строительство таких объектов.

С идеей «налоговых каникул» как исключения для будущей олимпийской столицы к федеральному руководству, по моему мнению, должны обратиться местные и краевые власти. Да, вначале будут некоторые потери, но в перспективе выиграет не только местный бюджет. Грамотная маркетинговая и инвестиционная политика придаст новый импульс развитию курорта с последующей компенсацией налоговых потерь в бюджеты всех уровней. Если система заработает, окупаемости объектов курортной инфраструктуры можно будет достичь за 10 лет – тогда это будет интересно бизнесу. Сегодня этот срок гораздо больше, что сильно тормозит приток инвесторов в город Сочи. Если не решим эти вопросы сейчас, то после Олимпиады мы вряд ли обеспечим загрузку туристами всех созданных объектов и даже с учетом развития Красной Поляны можем не получить ожидаемых результатов.

– В преддверии нового туристского сезона со всей остротой встает проблема доступности сочинских пляжей. Далеко не все из них сегодня открыты для жителей и гостей города…

– Здесь существует целый комплекс вопросов, которые необходимо решить. Начнем с того, что сегодня четко определена позиция городских властей: все санаторно-курортные учреждения, кроме ведомственных здравниц, обязаны открыть свои пляжи для сочинцев. Но, с другой стороны, и руководителей здравниц можно понять: они должны будут обеспечить комфортное пребывание на своей территории гораздо большего количества посетителей, чем то, на которое их финансовые ресурсы рассчитаны, – нужно обеспечить охрану, уборку прибрежной территории, безопасность на воде и многое другое. В данной ситуации компромиссом может стать какая-то компенсация городом расходов здравниц на содержание пляжей, которые посещают сочинцы. – А как развивать пляжные зоны? Ведь очевидно, что сами пляжи постепенно приходят в негодность. Озабочен ли город этой проблемой? – Да, конечно! Но средств муниципалитета недостаточно для осуществления работ по отсыпке и восстановлению пляжной полосы. Для решения этого вопроса необходимо просить поддержки у краевых и федеральных органов власти. Сейчас выделяются немалые деньги на подготовку Сочи к предстоящим Олимпийским играм, и город быстро преображается. Но наличие хороших пляжей определяет существование города как курорта в дальнейшем. Граждане нашей страны должны иметь возможность отдыхать и поправлять свое здоровье не только за границей, но и на родине, а без хороших пляжей это невозможно. Необходимо грамотно аргументировать выделение средств из федеральных источников на расширение набережной в Сочи, на проведение отсыпных работ на различных участках побережья. Хорошие, благоустроенные пляжи наравне с построенными спортивными объектами для зимнего отдыха в Красной Поляне по-настоящему создадут условия для превращения Сочи в круглогодичный всероссийский курорт.

– Анатолий Николаевич, как профессионал туристской отрасли, долгое время возглавлявший один из лучших санаториев города, можете спрогнозировать, каким будет новый курортный сезон для Сочи?

– Я не ожидаю в этом году спада отдыхающих. Последствия финансового кризиса, конечно, пока продолжают сказываться, что, с одной стороны, плохо. Но, с другой стороны, россияне получают зарплату в рублях, рубль становится легче, а поездки за рубеж определяются в валюте, отдых там становится дороже. Правда, зарубежные курорты пытаются нивелировать ситуацию – отменяют визовые режимы, снижают цены. У нас, к сожалению, не все здравницы будут задействованы в этом сезоне (часть курортных комплексов находится на капитальном ремонте и реконструкции), но будем надеяться, что это не скажется на заезде. В целом отмечается позитивная динамика: в прошлом году туристов в Сочи было больше, чем в 2009-м.

Беседовали Александр Адзянов, Алексей Романов

Print Friendly, PDF & Email

Last modified: 11.05.2012

Pin It on Pinterest