Александр Быков: «Русский Север все больше притягивает туристов»

Оператор «Севертур» из Каргополя почти 30 лет занимается приемом российских и иностранных туристов. Директор компании Александр Быков рассказал, что интерес к внутреннему туризму и конкретно к Русскому Северу растет, а география гостей расширяется. Всегда востребованы классические маршруты, но появляется все больше новых запросов.

– Александр, как вы оцениваете 2018 год – что получилось, а что нет?

– Год был успешным: глубина продаж летних туров на Соловецкие острова и в Каргополь увеличилась еще с осени 2017 года, давно такого не было. Хорошие ранние продажи и этой зимой, бронирование летних туров идет полным ходом. Например, наши сборные туры на Соловецкие острова заполнены уже на 45%. И это не считая корпоративных клиентов, которых с каждым годом становится все больше.

Хорошим спросом пользуется и Каргополь, и Кенозерский национальный парк. Уже несколько лет мы продвигаем маршруты, связывающие Архангельскую и Вологодскую области – проект «Серебряное ожерелье». Это комбинированные туры с посещением Каргополя, Сольвычегодска, Великого Устюга и Тотьмы с ее уникальным «тотемским барокко». Такая поездка включает три переезда на поезде и четыре трансфера на автобусах, поэтому стоимость, в сравнении с другими турами, выше. Но любители русской глубинки, каменного и деревянного зодчества, народных ремесел и промыслов все равно едут. Хотя, конечно, до массового туризма таким проектам еще далеко.

– Что больше всего впечатляет людей, попавших на Русский Север?

– Как я уже говорил, мы принимаем гостей в Карелии, Каргополе и Кенозерском национальном парке, в Архангельске, Тотьме, Сольвычегодске и Великом Устюге. Сейчас пытаемся освоить Кольский полуостров. На поиск новых направлений толкают наши же туристы, которые путешествуют с нами не первый год и постоянно просят «чего-нибудь новенького».

Но особая территория для всех – Соловецкие острова. Монастырь, удивительная история, природа, Белое море.

Поездка туда – не просто экскурсия и тем более не развлекательный тур. Люди, привыкшие к комфорту, сначала впадают в ступор. Теплоходы, автобусы ПАЗики – все это осталось на острове с постсоветских времен. Но на второй-третий день туристы реально влюбляются в Соловки с их очень сильной энергетикой. Здесь пересекается история самого монастыря и ГУЛАГа, боль узников и намоленность этих мест. Есть туристы, которые возвращаются каждый год. Я, кстати, сам крестился на Соловках уже будучи взрослым человеком.

Да, кто-то едет для галочки. Бывало даже, мы отказывали туристам, если они спрашивали, можно ли провести на Соловках пафосный тимбилдинг с финальной дискотекой на морском берегу или под стенами монастыря.

– В какой сезон туристов больше?

– Высокий период – лето и зимние праздники. Хотя и в межсезонье едут – школьные группы, корпоративные клиенты. Осенью и весной гостиницы, как правило, снижают цены, и это позволяет нам формировать более доступные туры.

Золотая осень на Русском Севере – волшебная! Вы только представьте себе: на фоне ярких красок природы – купола деревянных храмов и часовен. А блюда из грибов и урожая с деревенских огородов!

Запах скошенного сена, дым из печных труб. Многим туристам это напоминает детство. На нашем брендовом маршруте «Каргополье – край спрятанного времени» во время поездки по этнографическому музею «Ошевенская волость» мы угощаем туристов в деревенском доме рыбниками. Это озерная или речная рыба, как правило, щука или лещ, запеченная особым образом в тесте. Многие такое впервые видят, пробуют – и приходят в восторг.

Про зимние поездки я тоже могу много говорить: чистейший снег, катание на лошадях в санях и с ледяной горки, подледная рыбалка, северное сияние, хвойный лес, лыжные прогулки. Тоже волшебное время года.

– Как обстоят дела с туристической инфраструктурой на маршрутах?

– Инфраструктуры в регионах порой хромает. Главная беда – дороги. Например, в Каргопольском районе они на 85% грунтовые. И чтобы проехать, например, из Котласа в Сольвычегодск, приходится пользоваться паромной переправой, что не всегда комфортно и удобно по времени. Но наши гости знают, куда едут, поэтому воспринимают переезд по грунтовке как некий аттракцион.

Удручает состояние дорог на Большом Соловецком острове, там под колесами сплошные корни вековых елей, по которым едешь, как по стиральной доске. Но мы понимаем, что асфальта там никогда не будет. Да и ремонт этих дорог – большой вопрос, если мы хотим сохранить аутентичность архипелага. Другое дело – дороги на материке, где мы тоже сталкиваемся с их плохим содержанием или отсутствием нормального покрытия.

– Каким образом чаще всего добираются до вас туристы?

– Расписание поездов и состояние железнодорожных станций – еще две большие проблемы. С первой мы пытаемся как-то сжиться, «привязать» наши туры к прибытиям и отбытиям поездов на станции Няндома, Кемь, Архангельск, Петрозаводск. Но состояние вокзалов и их инфраструктуры – вне нашего влияния.

Например, на станции Ядриха короткая платформа не позволяет комфортно сесть на поезд и выйти из него, особенно это касается последних вагонов. Здание самого вокзала не выдерживает никакой критики – туалет на улице, в помещении живут собаки и запах стоит такой, что никакой турист, ожидающий поезда, не захочет там находиться. Буквально на днях наша группа туристов из города Полярные Зори написала жалобу в дирекцию РЖД на состояние этого вокзала.

– Как меняется спрос в последние годы, отношение людей к поездкам по России?

– По нашей статистике, внутренний туризм в последние годы активно развивается. Ежегодный прирост организованных гостей у нас в регионе – 5-8%. Много индивидуальных путешественников: люди стали приезжать на личном транспорте или поезде и на месте выбирать экскурсионную программу и размещение.

– Откуда чаще всего приезжают туристы и как они о вас узнают?

– Больше всего туристов из Москвы и области, на втором месте Петербург и Ленинградская область. В последние годы незначительно стало увеличиваться количество гостей из Крыма и Краснодарского края. Что касается иностранцев, то ежегодно в Каргополе мы вместе с карельским партнером принимаем по две-три группы итальянцев. На Соловки стабильно едут из Молдовы и Сербии. На лето уже есть заявки из Бельгии и Эстонии. Как правило, туристы находят нас в интернете по ключевым словам или заходят на сайт по ссылкам, которые мы размещаем в рекламе на специализированных ресурсах или в соцсетях.

Всего в год мы принимаем от 1500 до 2000 человек. Нас это вполне устраивает – принять больше без ущерба качеству нынешняя инфраструктура не позволяет.

Большой объем турпотока дают агентства и туроператоры по всей России. С некоторыми работаем уже более 10-15 лет, схема сотрудничества отлажена до мелочей. С удовольствием назову наших основных партнеров. Московские компании «Нисса-Тур», «Магазин путешествий», «Восемь путешествий», «ЕТК – Рутс 2000», «Активный тур», «ТурГлобусСоюз», «Четыре сезона», «Эктив тур». Питерские «Арина», «Созвездие», «Серебряное кольцо». Ежегодно заключаем по несколько новых договоров с коллегами, в том числе с сетевыми туроператорами, что очень радует – ведь это и есть признание качества нашей работы. Самая лучшая реклама – «сарафанное» радио как среди туристов, так и среди профессионалов турбизнеса.

– Сложно ли в регионе с кадрами для туризма?

– Да, очень. Старые кадры, можно сказать, дообрабатывают до пенсии, а молодежь не сильно стремится в отрасль. Специалистов с образованием найти крайне сложно, а еще и с опытом – практически нереально.

– Расскажите, как вы сами оказались в туризме, чем он вас увлек?

– Свой первый опыт я получил в 1986 году, когда впервые повез группы туристов в круиз на Соловецкие острова из Архангельска на теплоходах «Татария» и «Буковина». Именно тогда сам впервые увидел Соловки и был покорен.

Первую туристическую компанию я открыл в 1991 году. Именно этот год считается датой основания нашей турфирмы, хотя менялись названия, организационно-правовые формы, виды деятельности – заниматься одним туризмом в перестроечные годы было нерентабельно.

Туризм для меня – не просто работа. Это радость жизни, творчества. Очень приятно видеть счастливые лица туристов, слышать и читать слова благодарности. За мою практику дважды были случаи, когда одинокие люди в наших путешествиях находили пары и связывали друг с другом жизнь. Одна пара встретилась на Соловках, сейчас они живут в Кириллове, открыли свой туристический бизнес. Еще двое познакомились в Каргополе.

Я учился в Ленинградском институте культуры им. Крупской на режиссера массовых праздников, так что, можно сказать, образование профильное. Второе – уже экономическое: бухгалтерия и анализ финансово-хозяйственной деятельности. Без этих знаний сейчас любым бизнесом заниматься было бы сложно.

Источник

Print Friendly

Читай журнал

Скачай №98 март-апрель PDF

Заказать журнал онлайн

Внимание!
Теперь вы можете заказать журнал по почте!
X

Pin It on Pinterest

X